Предвыборный съезд 'Единой России' принес многими ожидаемую 'сенсацию' - Владимир Путин останется в российской политике и после марта 2008 года. Президент России согласился в качестве беспартийного кандидата возглавить список 'медведей' и не исключил возможности в дальнейшем стать премьер-министром России. В качестве условий последнего Владимир Путин назвал победу 'ЕР' на думских выборах и избрание президентом страны 'порядочного, дееспособного и эффективного человека'.
По сведениям 'РВ', Владимир Путин принял данное непростое решение, в первую очередь, исходя из создавшейся в стране в последнее время политической обстановки. Дело в том, что ряд олигархических кланов и связанных с ними политиков, рассчитывая на постепенное превращение Путина в 'хромую утку', не способную в связи с приближающимся завершением президентского срока поддерживать иерархию в 'вертикали власти', решили поучаствовать в игре 'Преемник'. На этом фоне усилилась и конкуренция между рядом обитателей некоторых 'кремлевских башен', желающих продвинуть на пост президента своего кандидата.
Владимир Путин ясно осознал, что если уже сейчас в Кремле началась жесткая подковерная борьба, то легко предположить, что же будет после завершения его президентских полномочий. По всей видимости, существующие, но ныне сглаживаемые Президентом противоречия между различными группами могут перерасти в серьезный политический кризис.
И это в относительно сплоченном, в рамках единой команды, Кремле. А что же тогда говорить об Охотном Ряде. Так, по прогнозам экспертов, руководство даже прокремлевских партий после выборов может начать свою игру. И не исключено, что будущий президент России столкнется с определенной 'парламентской' фрондой, которая сможет диктовать некоторые условия в вопросе назначения премьер-министра и формирования Правительства. А учитывая 'особенности национальных выборов', это будет означать в том числе и усиление роли олигархических кланов, и так активизировавших в последнее время свою деятельность в сфере российского медиапространства.
Именно в этих условиях Владимир Путин, уже не доверяя кремлевским политтехнологам, решил принять непосредственное участие в политических процессах 'переходного периода'. Своим решением возглавить предвыборный список 'Единой России' и заявлением о возможности продолжения своего участия в политической жизни после марта 2008 года уже в статусе премьер-министра Владимир Путин дал всем ясно понять, что он не собирается становиться 'хромой уткой'. Как бы на это многие ни рассчитывали.
Во главе 'ЕР' Владимиру Путину будет гораздо удобнее поддерживать стройные ряды 'медведей', многие из которых могут 'без присмотра' начать искать себе лучшее 'пропитание' на стороне. Ну а в качестве главы Правительства у нынешнего Президента будет возможность хотя бы поначалу помогать новому главе государства отбиваться от олигархических кланов. Пока 'преемник' не наберет собственный политический вес. Опять же Владимир Путин из кабинета на Краснопресненской набережной сможет гасить противоречия и между обитателями Кремля.
Любопытно, что западная пресса, в частности британская The Times, усмотрела в решении Владимира Путина баллотироваться от 'Единой России' стремление осуществить 'вариант третьего срока'. То есть временно пересесть в кресло премьера, а затем быть вновь, в соответствии с Конституцией, избранным на пост президента. Но, думается, западные журналисты ошибаются.
Дело в том, что вся логика последних действий Владимира Путина, в том числе и в вопросе формирования нынешнего 'технического' Правительства, показывает, что Президент готовит приход сильного и вполне самостоятельного преемника. И свою роль нынешний глава государства видит в качестве 'щита' для нового президента. В этой связи можно надеяться, что опыт Владимира Путина и его вес на мировой арене еще послужат нашей стране во время 'переходного периода', в который Россия уже вошла. Ведь ответственность за страну и обеспечение ее стабильного развития - это ключевые обязанности главы государства и национального лидера.
____________________________
Путинская конструкция ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Игра Путина ("The New York Times", США)
Маневр, обещающий стабильность, но не процветание ("The Times", Великобритания)
Путина на царство? ("The Times", Великобритания)