Российская политическая система не дает нам заскучать
Если рассматривать американскую политическую систему с узкой, медиацентристской точки зрения, ориентированной на погоню за сенсациями, одним из ее главных недостатков следует признать предсказуемость. Мы точно знаем, когда пройдут 'праймериз', какие партии примут участие в выборах, нам, в общем, известен круг потенциальных кандидатов, и уж будьте уверены - их имена у всех на слуху. Мы также знаем, какие конституционные правила игры они будут соблюдать, вступив в должность, какими полномочиями они обладают, и т.д. и т.п. Это называется 'верховенство закона'. Скучища, да и только!
Российская политическая система, напротив - настоящий кладезь сюрпризов.
Никто не знает, что произойдет, как произойдет, и даже кто будет главными участниками событий - и уж тем более непонятно, что российская конституция им позволяет, а что - запрещает. В результате каждый месяц нам преподносят новую сенсацию. В сентябре президент Владимир Путин отправил в отставку премьер-министра и назначил на его место Виктора Зубкова - человека, чье имя он до того ни разу не упоминал публично. Кто-то решил, что именно Зубков станет следующим президентом России, другие истолковали этот шаг как очередное проявление закулисной борьбы во властных структурах.
Точно, однако, никто ничего не знал - за исключением самого Путина, разумеется. Это называется 'система управления, зависящая от каприза диктатора'. Никогда не заскучаешь!
Теперь Путин вновь спутал кремлеведам все карты, объявив: поскольку конституция запрещает ему занимать пост президента больше двух сроков подряд, он намерен баллотироваться в парламент, а затем стать премьер-министром. За последние 15 лет мы повидали на этом посту самых разных людей - 'свадебных генералов', 'крепких хозяйственников', малоизвестных экономистов, порой очень молодых. Президенты Ельцин и Путин назначали и увольняли премьеров по собственному произволу - в результате за последние 10 лет в России сменилось десять глав правительства, и многие из них были совершенно неизвестны широкой публике.
Однако ни одно из положений российской конституции не запрещает премьер-министру стать фактическим лидером страны - главное, чтобы президент не возражал. Но если президентом станет Виктор Зубков, или другой 'свадебный генерал' из путинского тайного 'ближнего круга', он, очевидно, возражать не станет. Или ему заплатят, чтобы не возражал. Или запугают, чтобы не возражал. Или он сам поймет, что ради собственной безопасности ему лучше помалкивать. Таким образом, Путин сможет и дальше править Россией - в общем, до бесконечности.
Ловкий трюк, если вдуматься. Представьте себе, к примеру: Джордж У. Буш решает уйти с поста президента, баллотироваться в Конгресс в 2008 г., занять пост спикера Палаты представителей, и объявить, что отныне спикер возлагает на себя президентские полномочия и руководит исполнительной властью. Мы расценили бы это как фактический государственный переворот. В России же это считается нормальной политикой в рамках конституционного поля.
Энн Аппельбаум - обозреватель Washington Post и Slate. Ее последняя книга называется 'История Гулага' (Gulag: a History)
____________________________
Игра Путина ("The New York Times", США)
Маневр, обещающий стабильность, но не процветание ("The Times", Великобритания)
Путина на царство? ("The Times", Великобритания)