'Операция преемник', над которой Кремль уже давно работал, и мысли о которой не давали покоя всей России, а также ряду других стран, недавно практически завершилась. Это операция парадоксальным образом сулит в долгосрочной перспективе нестабильность непростой, огромной стране, в которой не сможет долго существовать 'вертикаль власти', держащая в своих руках нефтяную ренту и властвующая над 145 миллионами апатичных подданных.
Объявив в понедельник, что он возглавит список безгранично преданной ему партии 'Единая Россия' на выборах 2 декабря, Владимир Путин, который мастерски умеет водить всех за нос, обеспечил свое дальнейшее пребывание во власти. После запрограммированного триумфа 'Единой России' на выборах, он сможет назначить себя премьер-министром, или, что менее вероятно, стать спикером парламента. А Кремль после завершения формальности - президентских выборов в марте будущего года - доверить надежному человеку. Им наверняка станет недавно назначенный президентом на пост главы правительства 65-летний Виктор Зубков, который посвящал Путина в тонкости искусства бюрократии, когда тот работал в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга в 1992 году, и к которому Путин, что редко бывает, проявляет неприкрытое уважение.
Таким образом, урегулирован конфликт между властными кланами, но не между 'либералами' и 'ястребами' или предполагаемыми про- и антизападниками (все они хотят смыть 'унижения', которые, по их мнению, нанес Запад), но между сторонниками третьего мандата Путина и приверженцами идеи действительной преемственности. Третий мандат будет иметь место, но под прикрытием должности главы правительства. Это гарантирует стабильность в краткосрочной перспективе, что, кстати, было благосклонно оценено московской биржей, индекс которой достиг новой исторической рекордной отметки.
Это движение в сторону явного парламентского режима, правда, идет вразрез с российскими политическими традициями, согласно которым единственный властелин страны должен проживать в Кремле. Но оно обладает неоспоримым преимуществом - можно решить проблему передачи власти без внесения изменений в конституцию, которая запрещает действующему президенту выставлять свою кандидатуру после двух мандатов. Владимир Путин не жаждет оказаться под градом критики своих коллег по 'большой восьмерке', после произведения манипуляции, недостойной великой страны. Если же он останется у власти, просто пересев в кресло премьер-министра, все будет абсолютно законно. Кроме того, ничто не помешает Путину вернуться в Кремль на новый (бес)срочный период после окончания мандата Виктора Зубкова, который может стать укороченным, например, из-за состояния его здоровья. Риск того, что в Кремле у Виктора Зубкова 'вырастут крылья', маловероятен. Да, он обладает страшным оружием, поскольку шесть лет возглавлял службу, боровшуюся с отмыванием денег в стране, и ввел обязательное декларирование любой транзакции, сумма которой превышала 17 000 евро, и может свалить любого человека, который нажил в стране значительное состояние. Но ничто в его карьере не указывает на то, что он служил в ФСБ (бывший КГБ), что стало бы существенной помехой, приди ему вдруг голову мысль вцепиться во власть мертвой хваткой.
По написанному в понедельник Кремлем сценарию, 'силовики' (сотрудники служб безопасности, в частности ФСБ), чьим кандидатом является Владимир Путин, забирают власть под свой контроль до 2018 года по меньшей мере . . .
'Единая Россия' гарантированно соберет 70% голосов на парламентских выборах благодаря реальной популярности Владимира Путина и административному ресурсу, т.е. в ее распоряжении находятся все законные методы для подавления оппозиции или лишения ее права голоса. Одним из классических способов для этих целей является эвакуация людей из залов заседаний под предлогом противопожарных учений. Лишь Коммунистическая партия, вернее то, что от нее осталось, рассчитывающая получить 15 процентов голосов, и, возможно, колоритная ультранационалистическая партия Владимира Жириновского гарантированно преодолеют 7-процентный проходной барьер. 'Справедливая Россия', пропутинская партия, созданная Кремлем, чтобы оттягивать голоса у коммунистической партии, и которая позиционировала себя как популистского соперника 'Единой России', уже не нужна, и велики шансы, что она не выживет, после того, как президент сделал выбор в пользу 'Единой России'. Либеральная оппозиция, будь то нерешительная партия 'Яблоко' или 'Другая Россия', разношерстное формирование, возглавляемое чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, пользуется незначительной поддержкой населения и в любом случае депутатских мандатов ей иметь не дозволят.
Итак, 'силовики' будут контролировать практически однопартийный парламент, их систематические усилия по уничтожению любых властных 'противовесов' увенчались успехом. Под предлогом усиления борьбы с терроризмом после произошедшей три года назад бойни в Беслане, губернаторы 84 регионов перестали избираться прямым голосованием, их назначает Кремль. И власти намерены продолжать обуздание гражданского общества, ассоциаций (правила регистраций которых отныне стали совершенно драконовскими), СМИ, профсоюзов и предпринимателей. Госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс, которая хорошо знает Россию, недавно заявила, что 'российская тенденция, которая сегодня внушает наибольшее беспокойство, заключается в концентрации власти в Кремле'. Это беспокойство, без сомнения, разделяет и часть россиян, с молоком матери впитавшие миф возможности прямого общения мужика с царем через головы 'поверженных' царедворцев. Правда, сегодня россияне склонны видеть только две вещи. Во-первых, их страна снова пользуется уважением, а, во-вторых, проблемы ельцинских времен с невыплатой зарплат превратились в полузабытые воспоминания. Благодаря резкому росту цен на нефть и укреплению рубля, средний доход россиян после прихода Путина к власти вырос с 67 до 300 долларов. Но если в один прекрасный день цены на нефть снизятся или просто стабилизируются, и, соответственно, перестанут обеспечивать автоматический экономический рост, Кремль останется обезоруженным перед лицом социального недовольства.
Вообще говоря, экономика XXI-го века, века услуг и технологий, адаптированных к законам международной конкуренции, с трудом сможет процветать при бюрократическом капитализме в погонах. Нынешний режим тем, что не приемлет любые формы протеста и свободной дискуссии и желает все контролировать, сводит на нет свои шансы на выживание в среднесрочной перспективе.
____________________________
Президент Владимир Путин назначил сам себя ("The Washington Post", США)
Как Путин может потерпеть крах ("The Guardian", Великобритания)
Силовая игра Путина с демократией ("The Financial Times", Великобритания)
Расчеты Путина и смирение россиян ("Le Figaro", Франция)