October 7, 2007, Sunday, B 10
Любые капиталовложения за рубежом - дело рискованное, поскольку правовые, политические, социальные и экономические институты других стран отличаются от американских. В нынешней неспокойной международной обстановке ни один американский инвестор не может исходить из того, что деловые операции за рубежом не связаны с риском. И эта оговорка особенно актуальна в отношении России.
Однако те, кто утверждает, что из-за недавних событий в России эта страна слишком опасна, чтобы американские бизнесмены могли иметь с ней дело, неточно оценивают сложившуюся там политическую и экономическую ситуацию.
Национализация крупнейших добывающих компаний и неподобающие, как считается, действия в отношении некоторых иностранных инвесторов, несомненно свидетельствуют об усилении 'экономического национализма' в России. Однако эта тенденция пока не приобрела существенного масштаба, да и в будущем вряд ли приобретет.
Россия обладает большими запасами энергоносителей, однако ей необходимо экспортировать их на зарубежные рынки. Если российские поставщики будут продавать эти - и другие - виды сырья исключительно отечественным потребителям, их прибыли существенно снизятся. Россия не стремится к экономической автаркии, протекционизму и самоизоляции; напротив, чтобы поддерживать темы экономического роста, она должна делать акцент на масштабной внешней торговле и иностранных инвестициях.
Сегодня Россия занимает 10 место среди крупнейших экономических держав мира; она в больших объемах привлекает прямые инвестиции из 27 стран-участниц Евросоюза. Кроме того, значительные капиталы в ее экономику вкладывают Китай и Япония.
В июле британцы выслали из Лондона четырех российских дипломатов, поскольку правительство президента Владимира Путина отказывается от экстрадиции российского гражданина, подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко в 2006 г. В ответ российские власти выслали из Москвы четырех британских дипломатов.
Несмотря на подобный возврат к конфронтационной дипломатии в духе 'холодной войны', британские инвестиции в Росси вряд ли сократятся, а Лондон и дальше будет служить 'вторым домом' для многих богатых российских бизнесменов.
Эти события могут послужить уроком для американских бизнесменов. В отличие от российско-британских, российско-американские политические отношения развиваются благополучнее. В ноябре 2006 г. США подписали с Россией двустороннее соглашение о торговле и инвестициях; Вашингтон помогает Москве с прохождением ее заявки на вступление во Всемирную торговую организацию.
В целом официальные круги США поощряют американские инвестиции в России, и приветствуют российские капиталовложения в Соединенных Штатах. Маловероятно, чтобы правительство США, при несомненной озабоченности нарушением прав человека в России и усилением 'экономического национализма', предприняло какие-либо действия в этой связи.
Приведенные соображения о том, почему в долгосрочной перспективе Россия останется неотъемлемой частью мировой экономической системы, однако, не означают, что конкретные инвестиционные проекты в этой стране не чреваты никаким риском.
Россия по-прежнему находится на раннем этапе экономического развития. Со времен падения Берлинской стены, когда бывший СССР открыл двери рыночным силам, прошло менее 20 лет. Создание институтов рыночной экономики, соответствующих ее присоединению к мировой капиталистической системе, происходит в России с трудом.
В стране сохраняется режим личной власти, и иностранным инвесторам следует проявлять осторожность, поскольку нормы ведения бизнеса и соблюдения контрактных обязательств, принятые в Северной Америке, здесь действуют еще не полностью.
Тем не менее, Россия постепенно совершенствует свою институциональную систему. Прошлым летом она выступила в роли хозяина ежегодного саммита 'большой восьмерки', а российские компании все отчетливее сознают необходимость соответствия рыночным принципам, принятым в ВТО.
Чтобы не проиграть в борьбе с активными европейскими и азиатскими инвесторами, американцам необходимо оценивать инвестиции в России с точки долгосрочных перспектив. Их не должны отпугивать недавние политические события в стране, носящие краткосрочный характер. Американским инвесторам стоит сосредоточить внимание на формировании устойчивых личных контактов с лидерами российского бизнеса и экономики.
Алан Рагмэн - зав. кафедрой международного бизнеса в Школе бизнеса им. Келли (Kelley School of Business) при Университете Индианы
_______________________________
'40 миллионов россиян считают меня негодяем' ("Spiegel", Германия)
Стальные колеса России накатываются на Америку ("Newsweek", США)
Россия на удивление устойчива ("The Financial Times", Великобритания)