Поляки безапелляционно влезли в атомный проект стран Балтии. Если сначала Игналину-2 собирались строить на троих - силами Литвы, Латвии и Эстонии, то потом на прибалтийской стройке века неожиданно нарисовалась Польша, снизив таким образом латвийскую долю с 33 до 25%. Дальше - больше. Министр экономики Польши Петр Возняк категорично заявил, что его страна должна получать треть всей выработанной энергии. Таким образом, странам Балтии остается по 22% на каждую. Как-то незаметно за последний год доля Латвии упала на 11%.
Странное заигрывание литовских властей с польскими соседями в ущерб отношениям с Латвией и Эстонией кажется странным только на первый взгляд. Иметь на своей территории АЭС, производящую тысячи мегаватт электроэнергии, - это полдела. Не менее важно иметь выход на рынки, где эти мегаватты можно с выгодой продать. Так уж получилось, что еще с советских времен Литва остается энергическим тупиком. Поэтому Вильнюс старательно тащил в атомный проект польских соседей, которым было поставлено условие: построить линию электропередачи между двумя странами с перспективой поставлять игналинские киловатты транзитом через Польшу в розетки обеспеченных немецких бюргеров.
В итоге из-за польско-литовских препирательств начало строительства Игналины-2 откладывается, тогда как закрытие Игналины-1 пройдет по плану в конце следующего года. Немецкие утюги и холодильники, судя по всему, обойдутся без литовского электричества; Польша продолжает играть мускулами; Литва пытается делать хорошую мину при плохой игре; Эстония просится в совладельцы АЭС, строящейся в Финляндии.
Что до Латвии, то здесь по обыкновению разводят руками и сожалеют. Премьер Айгар Калвитис вчера выразил разочарование тем, как продвигается проект строительства новой АЭС.
Разочарование латвийских властей можно понять. Раньше более-менее значимые вопросы решались в Москве, теперь - в Брюсселе. Ну ладно, с этим уже свыклись. Однако когда свое участие в миллиардном проекте Риге надо завизировать в ответственных энергетических организациях Вильнюса и Варшавы, а потом ждать, что в итоге решат литовские и польские ответственные товарищи, - это уже слишком.