Президент России Владимир Путин выдвинул прибывшим в Москву на переговоры по ПРО и ДОВСЕ госсекретарю США Кондолизе Райс и шефу Пентагона Роберту Гейтсу (на снимке) ультиматум: либо Вашингтон соглашается учитывать интересы России в области безопасности, либо Москва начнет ломать весь военно-политический расклад, сложившийся после 'холодной войны'.
Путин поставил союзников в тупик
Многие эксперты считают, что в Москве Кондолиза Райс и Роберт Гейтс получили от Владимира Путина оглушительную дипломатическую пощечину. Во-первых, он принял их в загородной резиденции в Ново-Огарево и заставил прождать себя 40 минут, но главное, он произнес весьма воинственный монолог.
Сначала Владимир Путин поставил гостям условие: пока Москва и Вашингтон ведут переговоры о ПРО, диалог США с Польшей и Чехией должен быть заморожен. Затем президент России рассказал, что случится, если США не последуют его совету: 'Мы с вами можем решить, что противоракетные системы можно разместить и на Луне. Но пока мы до этого доберемся, возможности договоренностей могут быть утрачены в силу реализации военными собственных планов'.
Получается, что фактически Путин призвал США договориться с Россией по-хорошему и как можно скорее, намекнув, что военные долго ждать не будут. Судя по всему, эту мысль президента может развить первый вице-премьер РФ Сергей Иванов во время встречи с госсекретарем США и шефом Пентагона. За последние месяцы господин Иванов неоднократно грозил разместить российские ракеты в Калининградской области в случае создания объектов ПРО в Польше и Чехии без согласия Москвы.
На встрече Владимир Путин также огласил еще один возможный ответ Москвы на односторонние действия Вашингтона. Им может стать отказ России от соблюдения условий Договора о ракетах средней и меньшей дальности, который был заключен США и СССР 20 лет назад, еще в годы 'холодной войны'. 'Нужно вести дело к тому, чтобы придать договору глобальный характер. Если мы не сможем достичь этой цели, нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений', - сказал Путин.
В подобном ключе, напомним, Путин аргументировал и необходимость введения Россией моратория на исполнение своих обязательств по Договору об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе в апрельском послании Федеральному собранию.
Остались при своем мнении
Гейтс и Райс были несколько обескуражены резким тоном высказываний Путина. После этого им осталось лишь пообещать, что они приложат все силы для преодоления разногласий, возникших между Россией и США по проблеме ПРО.
Надежд, однако, на это остается все меньше. Это подтвердила и Кондолиза Райс, заявившая позднее: 'США четко высказались - мы не откажемся от объектов в Польше и Чехии'. Хотя совсем недавно на Капитолийском холме решили уменьшить расходы на радары и противоракеты в Восточной Европе. Палата представителей урезала требуемую Белым домом сумму на 160 млн. долларов, а сенат - на 85 млн. долларов.
Несмотря на недавние грозные намеки Москвы, она выразила уверенность, что США смогут убедить Россию в том, что в планируемой ПРО нет ничего 'противороссийского' и что система нужна для отражения угрозы, исходящей от таких стран, как Иран. 'Нам надо начинать развертывание элементов ПРО уже сейчас, поскольку эта угроза ближе, чем кажется', - заявила госсекретарь США.
Лавров напомнил об ответных мерах
Следующая российско-американская встреча в формате '2+2' состоится в США через полгода. По словам главы МИД России Сергея Лаврова, стороны договорились сделать этот формат постоянно действующим.
Также Лавров подтвердил, что в случае развертывания США третьего позиционного района в Европе Россия будет вынуждена предпринять ответные меры. 'Конечно же, мы, как уже не раз говорилось и президентом, и другими представителями Российской Федерации, будем вынуждены соответствующие меры предпринимать, чтобы эта угроза была нейтрализована', - заявил он.
_________________________________________________
Парламентеры к Путину ("The Boston Globe", США)
Фред Уэйр@ИноTV: "Райс возвращает к жизни ритуалы "холодной войны"" ("Al Jazeera", Арабская пресса)