Что делает Россия с ЕС? Налаживает контакты там, где может - или сталкивает между собой европейские страны? Независимость Косово - историческая веха в жизни албанского народа или ящик Пандоры для всей Европы?
Российский журналист против польского аналитика. Смотрите ИноTV
ЕС до сих пор не удалось сформировать единого подхода к России, активно восстанавливающей свое влияние - Россией, которая при президенте Путине стала гораздо более богатой, сильной и авторитарной, чем раньше. Пришествие в ЕС Польши и стран Балтии, бывших республик Советского Союза, в 2004 году привело к ужесточению отношения к Москве внутри ЕС.
Так как же ЕС относиться к России сегодня? Мы спросим об этом Павла Андреева, заместителя начальника лондонского бюро российского информационного агентства 'Новости', и польского комментатора Яна Репу, специалиста по проблемам Центральной Европы.
Ян Репа: Знаете, это в конечном итоге, вопрос доверия. Страны Восточной Европы хотят убедиться, что русские действительно научились разговаривать с соседями, которые объективно не могут противопоставить им физическую силу. А пока что ничего не говорит о том, что русские хоть как-то стараются установить именно такого рода отношения.
Павел Андреев: Самое главное сейчас для Европейского Союза - не становиться заложником новых членов Европейского Союза. Россия открыта для рабочих, комплексных отношений с Европейским Союзом, но при нынешней нынешней системе принятия решений в ЕС может быть, при новом договоре ситуация несколько улучшится, но пока что старшие члены Европейского Союза . . . как это. . . в общем, становятся заложниками реваншистских тенденций, существующих в странах Балтии и в Польше, и в целом на востоке Европы.
* * *
Не наблюдаем ли мы в том, что касается отношений с Россией, вместо Европейского Союза какой-то Европейский Разлад? Кто-то ведь говорит - например, Италия, Венгрия: 'Мы хотим более близких отношений с Россией'?
Ян Репа: Среди бывших советских сателлитов существует мнение - неважно, правильное оно, неправильное - оно существует, что в идеале Россия хотела бы превратить их в некую нейтральную сферу, о которой можно говорить через голову поляков, украинцев. . . простите, литовцев. . . и всех остальных. Это просто неприемлемо. У этих стран своя культура, у них есть свои интересы, и они считают, что в их интересах - быть вместе с Западом.
Павел Андреев: В России - я это серьезно - нет никаких притязаний на эти страны. Но России очень не нравится другое: то, что воспоминания людей в этих странах ставят под угрозу нынешние отношения России с Европейским Союзом. Например, если внимательно проанализировать тенденции прямых двусторонних отношений, то оказывается, что напрямую с Германией или напрямую с Францией иметь дело гораздо лучше.
* * *
Путин максимально жестко высказался в том смысле, что не хочет давать Косово одностороннюю независимость. Его главный аргумент таков: если вы отпустите Косово, то вместе с ним активизируются сепаратистские движения по всей Европе. Разве Европейскому Союзу не стоит задуматься над этим предупреждением? Разве аргумент относительно косовского 'эффекта домино' не имеет права на существование?
Ян Репа: Но, позвольте, о ком он говорит? О басках? О валлийцах? А почему нет? Почему нет? Если у России есть проблемы - они до сих пор есть - как у многоэтнической квазиимперии, то да, Россия имеет право беспокоиться - но в жизни многих народов в какой-то момент наступает период, когда они говорят: простите, мы больше не можем быть частью большого государства. Это, например, случилось с бельгийцами, с португальцами. . .
Павел Андреев: Дело совершенно не в сепаратистских движениях внутри России - к счастью. Проблема Северной Ирландии тоже разрешена на сегодняшний день. Но в мире есть множество более уязвимых регионов, и на них односторонне объявление независимости Косово окажет большое влияние.
____________________________________________
Смотрите также:
Бенита Ферреро-Вальднер@ИноTV: "Когда во Франции снова начнутся беспорядки, Россия заставит Францию отчитываться перед Советом Безопасности? Это неправильно!"