Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
1612 год - это время, когда перестало существовать русское государство

Владимир Хотиненко: "Вообще не в поляках дело. Это наше дело, наша история"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы на Руси - большие умельцы, способные за ночь напридумывать много такого, что позволит противостоять обученному вооруженному врагу. Ударный эпизод - это когда герой фильма, чтобы противостоять вооруженным пушками полякам, изготавливает пушку из кожи. И первым же выстрелом наносит врагу непоправимый урон, попав в его пороховой склад: взрыв уничтожает полвойска. Этот взрыв плюс решающая битва под Москвой под героическую музыку все-таки заставят, наверное, молодую публику испытать гордость великороссов и поставить '1612' в один ряд с футбольной победой над Англией

Накануне Дня единения России, который отмечается 4 ноября, на широкие экраны выходит фильм Владимира Хотиненко '1612', в котором героические битвы с поляками соседствуют со сказочными единорогами. Ровно год назад польская "Gazeta Wyborcza" вышла со статьей 'Россияне снимают фильм об изгнании поляков из Кремля', теперь этот фильм может увидеть каждый и получить о нем свое собственное представление.

4 ноября - молодой праздник, он отмечается только с 2005 года. И два года назад больше половины (51%) опрошенных Аналитическим Центром Юрия Левады россиян не знали или затруднялись ответить, что именно празднуется 4 ноября. Чему посвящен праздник - многие до сих пор не знают. И узнают только благодаря продюсеру фильма Никите Михалкову, режиссеру Владимиру Хотиненко и сценаристу Арифу Алиеву.

Ариф Алиев в интервью '1612 год - интересная тема, можно сделать все что угодно' журналу 'Русский Newsweek' так описал задачу фильма: 'В России появился новый праздник, и надо, чтобы люди поняли, что это такое, что такое 1612 год, что такое Смутное время. Я хотел показать время, смуту, но - без учебной сухости и без лишнего пафоса, однако - с уважением и состраданием к живущим тогда людям. Ведь 1612 год - это время, когда перестало существовать русское государство'.

'Прежде, за редкими исключениями, Хотиненко снимал фильмы серьезные, фильмы-высказывания: 'Зеркало для героя', 'Макаров', 'Мусульманин' и другие. Теперь сделал не слишком серьезный, зато по-настоящему, по-голливудски, по-бессоновски постановочный. '1612' не теряет даже при сопоставлении с 'Царством небесным' или 'Жанной д"Арк', что для новорусского кино - безусловный профессиональный прорыв. Но фильм может стать заложником актуальных российских идеологических противоречий', - высказывает свои опасения кинокритик 'Русского Newsweek' Юрий Гладильщиков в статье 'Тридевятая рота'.

'Логично заподозрить, что фильм развивает наконец-то появившуюся у нас национальную идею, которая состоит в том, что кругом враги, нас не любят и постоянно хотят завоевать. И нужно сплотиться, чтобы отбиться. Вдобавок картина ведь наверняка завершится выборами Михаила Романова и появлением новой славной царской династии. У нас тоже грядут выборы. У нас тоже новая славная династия. Так что фильм, поди, еще и намекнет непонятливым, кого и почему следует избирать для блага России', - считает автор рецензии.

'На предвзятое отношение к фильму влияет еще одно обстоятельство. Его генеральным продюсером является Никита Михалков. Совсем недавно Михалков воспринимался прежде всего как знаменитейший российский кинорежиссер. Теперь, боюсь, некоторые забыли даже о том, что у него только что вышел фильм '12'. Михалков сегодня - автор телефильма '55' ко дню рождения президента и так называемого 'Письма четырех', умоляющего Владимира Владимировича остаться на третий срок. Ясно, какой именно патриотический фильм должен был спродюсировать Михалков', - продолжает Юрий Гладильщиков.

На его опасения частично должен ответить сам Владимир Хотинеко. В интервью газете 'Известия', которое озаглавлено 'Я не получал госзаказа снимать про то, 'как ляхов гнали из Кремля'', он объясняет, что совместно с Никитой Михалковым было принято снять фильм, адресованный молодежной аудитории. Это определило и жанр - увлекательное повествование с юмором, приключениями и даже элементами фэнтези.

При чем же здесь поляки? Оказывается, что почти ни при чем. 'Вообще не в поляках дело', - считает режиссер. - 'Это наше дело, наша история'.

Владимир Хотиненко против всяких параллелей, в том числе и исторических.

'Проводились даже параллели между моим фильмом и "Катынью" Анджея Вайды. Мол, я снимаю 'антипольскую' картину, а Вайда - 'антирусскую'. Но я могу подписаться под каждым словом Вайды, сказанном на премьере 'Катыни': 'Я всегда считал, что память о ком-то не должна быть памятью против кого-то'. Я никогда не смог бы снять антипольский фильм по одной простой причине. Я слишком дорожу своей дружбой с Кшиштофом Занусси, я слишком дорожу своим знакомством с Даниэлем Ольбрыхским. Я воспитывался на польском кино. Я не достаточно идиот, чтобы мне в голову пришло снимать антипольское кино. Это не художественная задача и совершенно никому не нужная', - говорит он.

Описывая фильм, кинокритик журнала 'Русский Newsweek' обращает внимание на патриотический пафос. 'Пафос сводится в итоге к тому, что мы на Руси - большие умельцы, способные за ночь напридумывать много такого, что позволит противостоять обученному вооруженному врагу. Что мы все-таки можем, когда надо, забыть про свою хату с краю и объединиться. . . Что мы, когда захотим, одним махом семерых побивахом. Ударный эпизод - это когда герой фильма, чтобы противостоять вооруженным пушками полякам, изготавливает пушку из кожи. И первым же выстрелом наносит врагу непоправимый урон, попав в его пороховой склад: взрыв уничтожает полвойска. Этот взрыв плюс решающая битва под Москвой под героическую музыку все-таки заставят, наверное, молодую публику испытать гордость великороссов и поставить '1612' в один ряд с футбольной победой над Англией'.

Ну, а какие чувства рождает победа над английской командой со счетом 2:1, мы с вами еще не забыли.

Что еще важно знать о фильме?

То, что режиссер хотел, чтобы у зрителей все замкнулось на конкретный исторический период, чтобы название запомнилось: 'и цифры - как некий код - лучше традиционного словесного названия'.

И то, что бюджет ленты составил 12 миллионов долларов, из которых четыре в кинопроизводство вложил бизнесмен-меценат Виктор Вексельберг. Тот самый, который приобрел для России коллекцию пасхальных яиц работы Фаберже. С такими деньгами было бы странно, если бы фильм '1612' не получился зрелищным.

Обзор прессы по фильму '1612' от обозревателя ИноСМИ.Ru Александра Миронова

_____________________________________

"XX век был один огромный Аушвиц, в котором все друг друга обвиняли" ("ИноСМИ", Россия)

Витрина российского киноренессанса ("Die Welt", Германия)