Из человека, который до сих пор слишком пламенно старался стать наследником охотника за нацистами Симона Визенталя, Эфраим Зурофф превратился в явно пророссийского политического деятеля. У этого охваченного осознанием своей миссии фанатика не было другого пути - если нет врага, с которым бороться, его надо создать самому. Взяв в союзники российские власти, Зурофф, очевидно надеется укрепить свое угасающее влияние, привлечь жертвователей и дать новый импульс деятельности Центру Визенталя сейчас, когда поиск преступников вполне естественно близится к своему завершению - потому что скоро умрут последние люди, которых подозревают в уничтожении евреев. Однако Зурофф не хочет быть только архивариусом когда-то проведенных расследований и вынесенных приговоров, он хочет активно действовать, осуждать, поучать и ощущать международное уважение.
Если больше нет людей, обвиняемых в конкретных преступлениях, Зурофф и его сторонники для обоснования своей активности готовы заявлять о коллективной вине государств и наций в геноциде, мало беспокоясь о том, насколько (не)правомерны с юридической точки зрения такие обвинения. Ведь Австрия, Украина или Латвия никуда не исчезнут, поэтому Центру будет чем оправдывать свое существование.
По этой причине Зурофф разрешает Кремлю эксплуатировать всеобщее благоговение Европы перед представляемой им организацией, распространяя путаные и абсолютно абсурдные заявления о странах Балтии, как о гнездах возрождения нацизма.
Заявляя, что ненависть балтийцев к своим 'освободителям' - сталинской советской армии - является подтверждением нашего неистребимого антисемитизма, Зурофф делает вид, что ничего не знает о черносотенном отношении тогдашнего режима СССР к своим соплеменникам. Вполне возможно, что только смерть 'отца народов' спасла советских евреев от эскалации этнических репрессий, и поэтому 'дело врачей' и убийство режиссера Михоэлса остались самыми серьезными эксцессами советского антисемитизма.
Возможно, Зурофф со своими российскими единомышленниками, заявляя, что люди, которые сносят советские памятники, готовы осквернить еврейские кладбища, надеется спровоцировать балтийцев на резкую реакцию, чтобы мы сами настроили против себя общественное мнение Западной Европы и США. И, если хорошо постараться, это действительно может получиться. Поэтому нам нужны сдержанность и честность по отношению к неприятным страницам своей истории. А также немного терпения - впутавшись в политические игры Кремля, став его марионеткой, Зурофф скоро себя дискредитирует.
_____________________________________________
Война Зуроффа с Эстонией ("Eesti Paevaleht", Эстония)
Балтийским странам покоя не будет ("Lietuvos zinios", Литва)