Совместное соглашение о сотрудничестве вместо противостояния или столкновения призвано сочетать в себе желание Ирана сделать Россию 'стратегическим союзником' и стремление последней установить 'стратегическое партнерство' с Тегераном в азиатском регионе. Нужно отметить и проанализировать несколько моментов, которые проливают свет на эту геостратегическую реальность между Россией и Ираном:
1. Российско-иранский саммит, как и саммит стран Каспийского бассейна, ставил целью открыть новые перспективы двустороннего и регионального сотрудничества в Средней Азии, в частности, в Каспийском регионе и на Кавказе. На этом саммите были достигнуты заметные успехи, тогда как саммит стран Каспийского бассейна в 2002 году провалился.
2. В заключительном коммюнике саммита в Тегеране, в котором приняли участие Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, отмечается, что страны-участницы обязуются не использовать свои территории для агрессии против любого из прикаспийских государств. Это значит, что Россия и другие страны Каспийского бассейна впредь не будут участвовать в военной операции против Ирана под предлогом решения проблемы 'ядерного досье', какое бы давление на них не оказывалось со стороны США.
3. Саммит стран Каспийского бассейна стал ответом на геостратегическое присутствие США в Средней Азии - от Афганистана до Казахстана, где вблизи Китая и южных границ России, находятся американские базы. Саммит был созван в тот момент, когда отношения России и США перешли в кризисную стадию из-за американских планов разместить систему ПРО в Чехии и Польше, рядом с западными границами России.
4. Кроме того, президент России Владимир Путин подтвердил в ходе встречи с Верховным лидером исламской революции аятоллой Али Хаменеи, что Россия не будет применять силу против Тегерана, и что Москва с пониманием относится к стремлению Ирана овладеть ядерной энергией для последующего ее использования в мирных целях. Кроме этого, Россия продолжит работу по завершению строительства атомного реактора в Бушере, предназначенного для выработки электроэнергии. Это значит, что конфликт вокруг строительства атомной станции, который был в последнее время, исчерпан. Эта поддержка важна для Исламской Республики в свете постоянного давления со стороны США, которые добились рассмотрения на Совбезе ООН ее ядерной программы, чтобы ввести против Тегерана новые санкции. Позиция России также поможет Ирану держаться стойко, по крайней мере, до окончания президентского срока Джорджа Буша, и придерживаться диалога, как единственного средства решения иранской ядерной проблемы.
5. Эта позиция России определилась после того, как переговоры Владимира Путина с госсекретарем США Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом провалились, а желание Франции подтолкнуть ЕС к санкциям в отношении Ирана в обход Совбеза ООН не увенчалось с успехом. Если посмотреть на конфликте между Россией и США с точки зрения размещения американской системы ПРО в Восточной Европе и расширения НАТО в сторону российских Уральских гор, то мы увидим, почему Россия таким образом реагирует в столь щепетильный момент в международных отношениях.
6. Россия и Иран смогли убедить других участников саммита Прикаспийских государств, что они обладают правом распоряжаться ресурсами Каспия (нефтью, газом и прочими). Тем самим, они ограничили интересы США и пересмотрели роль России в регионе. Больше всего международные интересы сталкиваются вдоль магистрали по транспортировке каспийской нефти промышленно развитым странам, вокруг которой формируются различные стратегии и политические взгляды.
Ирано-российские отношения, вне зависимости от того, какие они - союзнические или носящие характер стратегического партнерства - с распада Советского Союза никогда не были враждебными и не испытывали острого кризиса. За время президентства Путина двусторонние отношения укрепились и продвинулись далеко вперед в области экономического сотрудничества, в частности, в области энергетики, нефти, природного газа и ядерной сфере. . . Весьма вероятно, что круг сотрудничества расширится и включит в себя такие сектора, как торговля, сельское хозяйство и технологии.
Мы можем с уверенностью сказать, что саммит Прикаспийских государств добавил еще одно очко в пользу многополярности мирового порядка. Путинская Россия набирает очки и все больше и больше укрепляется в военном и экономическом планах.
Исходя из соображений безопасности и самозащиты, Россия пригрозила выйти из Договора о ликвидации ракет малой и средней дальности (РСМД), подписанного между Москвой и Вашингтоном во времена 'холодной войны', а точнее в 1987 году. Эта угроза последовала после того, как Москва вышла из ДОВСЕ. Российская позиция исходит из опасений расширения НАТО и расширения влияния США на энергетические источники в Персидском заливе и Средней Азии. Это, без сомнения, отражает желание России положить конец однополярной системе.
В экономике Россия смогла решить кризис общего долга, остановить инфляцию, противостоять экономической отсталости и социальной бедности. После того, как были модернизированы старые оборонные системы, она готова создать новые. Это период перехода, хотя медленного и тихого, к многополярности. В данном случае, результаты саммита стран Каспийского моря можно рассмотреть глубже в свете изменений политических взглядов и стратегий, в том числе, на примере двусторонних ирано-российских отношений.
___________________________________
Россия и Иран: Очередное па в дипломатическом танго ("Stratfor", США)
Россия и Иран ужесточают свои позиции по отношению к Западу ("Christian Science Monitor", США)