Цитаты дня: 'Я по собственной воле уже второй раз иду на сокращение своего президентского срока, и делаю я это, поскольку считаю, что Грузия демократическая страна. Я считаю, что 5 января будет демонстрация воли народа' Михаил Саакашвили (The New Times)
'Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись' Иван Тургенев ('Вокруг света')
__________________________________________
Великая слезоточивая революция в Грузии
Ровно неделю Грузия привлекает к себе внимание всего мира. Волнения оппозиции, разгон митинга, введение Михаилом Саакашвили чрезвычайного положение и цензуры, назначение новых президентских выборов и референдума. Неудивительно, что тема Грузии не сходит с полос ведущих газет мира, временами уступая по популярности только новостям из Пакистана. При этом освещать события в Тбилиси пресса стремится максимально поэтично.
'Такое впечатление, что с 'революции роз' начинают опадать лепестки, - пишет в своей статье 'Увядшая роза' британская "The Guardian". - Причиной самого крупного политического кризиса за все время своего пребывания у власти Саакашвили назвал Россию. Но Россия в этой роли выступает у него постоянно, и на этот раз ни НАТО, ни ЕС (Грузия активно стремится к вступлению в обе эти организации) Саакашвили не поверили'.
Газета призывает Запад проявлять на Кавказе большую осторожность и, как минимум, установить плотное наблюдение за подготовкой и проведением выборов в Грузии. Британская газета видит в выборах возможность для оппозиции высказать свой протест в официальной форме.
'The Times' в статье 'Конец 'революции роз': грузинский спецназ разгоняет демонстрантов' констатирует, что грузинская 'революция роз' растворилась в облаке слезоточивого газа. 'В результате теперешней конфронтации Вашингтон может оказаться перед выбором - поддерживать ли ему теряющего популярность лидера или позволить ключевому союзнику соскользнуть в хаос в самый неподходящий момент', - пишет газета.
'А что же Запад? - восклицает 'Российская газета' и задает в статье 'Американский диктант' несколько риторических вопросов. - Как он оценил ту славную победу, после которой более 500 граждан Грузии обратились в больницы? Запад призывает Саакашвили быть более сдержанным. По возможности попросить военных не стрелять в спину людям резиновыми пулями и наладить диалог с оппозицией'.
'Российская газета' делает вывод, что для современной европейской и американской политики, потеснив в списке наиболее значимых западных ценностей такие понятия, как демократия и свобода слова, 'старая, хорошо известная фраза 'он, конечно, сукин сын, но наш сукин сын' по-прежнему осталась актуальной'
'В четверг грузины проснулись в новой стране. Люди, привыкшие к свободе слова, к множеству телеканалов самой разнообразной политической направленности, как будто перенеслись в брежневский Советский Союз', - живо обрисовывает ситуацию в Грузии газета 'Известия' в материале 'Хунта в Грузии уничтожает инакомыслящих'.
'Михаил Саакашвили - в тупике. Похоже, в тупике и те, кто привел его к власти - так решительно, так 'розово' и так 'политтехнологично'. Даже Госдепартаменту США приходится признать, что ставленник с задачей не справился. Оказался вовсе не демократом. Хотя сколько слов было потрачено, чтобы это доказать. Только дела оказались красноречивее. Спросить бы на этот счет мнение премьер-министра Жвании. Да нет его в живых. И на любом углу в Тбилиси вам скажут - нет, молча кивнут в сторону того, кто отдавал приказ спецслужбам о его физическом уничтожении', - публикует газета мнение своего обозревателя в материале 'Не ЧП, а война против своего народа'
'Что делать России в этой ситуации?', - задает вопрос газета 'Известия'. И сама на него отвечает: 'Главное - не поддаваться на провокации, не опускаться до уровня Саакашвили, не перенимать его истерическую тональность. Сейчас такой момент, когда лучше всего взять паузу. И просто наблюдать со стороны за происходящим в Тбилиси. Пусть с легким злорадством - но в глубине души. Сеанс саморазоблачения режима Михаила Саакашвили проходит успешно. Главное - не помешать этому'.
Экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, чье мнение приводит 'Комсомольская правда' в статье 'Саакашвили пошел ва-банк', в отличие от Саакашвили убежден, что грузинской оппозицией управляют не из Москвы: 'Это внутренний кризис. Как он повлияет на отношения наших стран? Лучше они явно не станут'.
Грузинская оппозиция, возможно, считает, что Саакашвили частично согласился с ее требованием не проводить парламентские и президентские выборы, но Сергей Марков называет назначение досрочных выборов - хитрым ходом Саакашвили. 'Он решил воспользоваться тем, что у его противников сейчас нет единого кандидата в президенты. Им сложно договориться за малый срок', - считает он.
Сергей Марков предсказывает свержение Саакашвили, как и всех предыдущих президентов Грузии. Поскольку все три столпа, на которых Саакашвили держится - народная любовь, поддержка силовых структур и дружба с Западом, - под ним зашатались.
С тем, что Запад усиливает критику Саакашвили, согласен и директор Института стран СНГ Константин Затулин: 'Саакашвили явно обеспокоен тем, что США ищут ему замену. И досрочными выборами он хочет упредить появление ставленника США. Сами же выборы, по сути, большое надувательство. Саакашвили не боится лишь тех выборов, которые он сам и организует'.
'Московский комсомолец' в материале 'Великая слезоточивая революция' предложил экспертам спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации в Грузии и ответить на вопрос, какова вероятность того, что на ситуацию в Грузии оказывают влияние 'внешние силы'. На второй вопрос все три эксперта дали схожие ответы: у России сейчас нет рычагов влияния на ситуацию в Грузии, грузинская оппозиция обращается за консультациями в американское посольство и против Саакашвили выступают еще более прозападные политики, чем он сам.
Как будет развиваться ситуация дальше - читайте мнения Андрея Кокошина, Вагита Гусейнова и Михаила Александрова на страницах 'МК'.
Для понимания ситуации в Грузии интересны две цитаты. В 'Известиях': 'Даже пакистанский генерал Мушарраф больший демократ, чем Саакашвили. Он тоже объявил чрезвычайное положение, расправился с оппозицией, тоже ищет врагов на стороне, но ни одного частного телеканала не закрыл - об этом говорят люди образованные'.
Вторая цитата из газеты 'Коммерсант'. Корреспондент издания Михаил Зыгарь в рубрике 'Цена вопроса' задает вопрос, на который еще никто не дал ответа - зачем Саакашвили понадобилось вводить режим ЧП? И находит ответ в том, что все телеканалы 3 ноября переключились на освещение действий Первеза Мушаррафа в Пакистане.
'Мне кажется, Михаил Саакашвили в ту секунду весь превратился в слух. И даже, наверное, записывал за диктором в блокнот. На всякий случай. И начиная с субботы он думал: 'Если ему можно, то почему мне нельзя?'', - делает предположение автор.
'Только в новостях, которые смотрел Михаил Саакашвили и откуда он копировал, быть может, модель поведения, не рассказали одного. Для Первеза Мушаррафа ЧП - это жест отчаяния. В Пакистане политика так устроена, что президент просто не может уйти. Его обязательно посадят или убьют, поэтому он вынужден держаться за власть зубами. Точно так же устроена политика в большинстве постсоветских республик. Кроме некоторых - так недавно казалось. Но скорее всего, во всех. Если Пакистану можно быть Пакистаном, то почему всем нам нельзя?', - задает вопрос 'Коммерсант'.
И в соседней статье 'Джордж Буш облегчил Пакистану чрезвычайное положение' 'Коммерсант' сообщает: 'Президент Пакистана Первез Мушарраф вчера объявил о готовности в ближайшие месяцы отменить чрезвычайное положение и провести 15 февраля парламентские выборы. К такому решение его подтолкнул телефонный разговор с Джорджем Бушем'.
Почувствуйте либо разницу, либо схожесть между событиями в Пакистане и Грузии.
Обозреватель ИноСМИ Александр Миронов
__________________________________________
BBCRussian.com: 'Единая Россия' идет на рекорд
REGNUM: Из-за гостиничного кризиса Египет не смог принять всех российских туристов
Газета.Ru: США заявили о победе над 'Аль-Каидой' в Багдаде
СМИ.Ru: Грузия учится жить без демократии
ИноСМИ: 'Революция роз': две беды Грузии