Психиатрические больницы заглушают голоса инакомыслящих, одевая смирительную рубашку на тех, кто критикует правительство.
Правозащитники пытаются добиться освобождения Андрея Новикова, 41-летнего журналиста, которого держат в российской психиатрической больнице с февраля с.г. Прокуратура утверждает, что Новиков был помещен туда за статьи, подстрекающие к терроризму. Но правозащитники считают, что он пострадал, потому что критиковал военные действия России в Чечне, и высказывают предположение, что возрождается советская практика заключать инакомыслящих в психиатрические учреждения.
Активисты и эксперты московской Независимой психиатрической ассоциации утверждают, что десятки россиян в последние годы были незаконно госпитализированы. Многие из них, как говорят, были отправлены в психиатрические больницы родственниками и партнерами по бизнесу, которые хотели присвоить собственность пациентов. Есть сведения, что некоторые, как Новиков, были помещены туда после того, как вызвали недовольство властей. Эти обвинения настолько серьезны, что российский Конституционный Суд пересматривает законы о насильственной госпитализации.
Нет никаких фактов, свидетельствующих о том, что президент Владимир Путин или его правительство отдавали приказы о подобных госпитализациях. Но число их множится, по мере того, как растет давление, оказываемое на инакомыслящих. (Раннее в этом году власти насильственными методами разгоняли демонстрации оппозиции). 'Госпитализации - это наследие советского режима, - говорит Александр Подрабинек, диссидент времен СССР, который в 1978 году был сослан в Сибирь за то, что опубликовал книгу о карательной медицине. - Современная Россия не тоталитарная система, но мы движемся в этом направлении'.
Хождения по мукам Новикова начались в конце 2006 года, когда ему предъявили обвинения в экстремизме за статьи о чеченской войне и поместили в клинику для обследования. Там пациенты его избили и попытались изнасиловать. Новикова отпустили через 43 дня, но он был в таком возбужденном состоянии, когда вернулся домой, что 14 февраля его отец позвонил в полицию, и Новикова опять отправили в больницу. Там он с тех пор и находится. 'Мне дают лекарства, они очень сильно на меня действуют. Состояние мое тяжелое', - успел сказать Новиков в начале ноября до того, как медперсонал оттащил его от телефона. В медицинской карте Новикова в качестве доказательства его психического расстройства записаны 'парадоксальные реакции' и 'склонность к спорам'. Правда, комиссия, возглавляемая президентом Независимой психиатрической ассоциации Юрием Савенко, пришла к выводу, что психическое здоровье Новикова в норме.
Их заставили замолчать
Другой подобный инцидент произошел недавно с 49-летней журналисткой Ларисой Арап, членом Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова, находящегося в оппозиции к президенту Путину. В июле Арап два раза помещали на 46 дней в психбольницы Мурманска, где ее привязывали к кровати и насильственно вводили седативные препараты. Ее защитники утверждают, что Арап госпитализировали за политические взгляды, а также за то, что она выступала против порочных практик в психиатрических больницах России, например, применения к детям электрошоковой терапии.
Правительственные чиновники сомневаются в ее психическом здоровье. 'Утверждать, что Лариса Арап здорова на том лишь основании, что она является членом некой организации, абсурдно', - считает Петр Шелищ из Комитета по законодательству Госдумы. Но психиатры, возглавляемые Савенко, заявили, что, хотя у Арап и имеются некоторые психологические проблемы, в госпитализации она не нуждается. Ее освободили после того, как российский уполномоченный по правам человека пришел к тому же заключению. Арап мучается от болей после побоев, нанесенных ей в больнице. 'Моя жизнь - ад. Я знаю, что они в любой момент могут убить меня'.
Учащаются заявления о незаконных помещениях россиян в психбольницы их родственниками. Одним из таких примеров является история 33-летней женщины-шизофреника, которая содержалась в московской больнице 15 месяцев - намного дольше, чем требовалось, по мнению ассоциации Савенко. Она, как утверждается, все еще находится в больнице, потому что ее родители ведут имущественную тяжбу по поводу семейной квартиры, и не могут договориться, где должна жить их дочь. Департамент здравоохранения Москвы дважды рекомендовал ее выписать.
Савенко считает, что случаи злоупотреблений в области психиатрии будут, скорее всего, учащаться. По российскому закону лишь имеющие диплом государственных учебных заведений психиатры могут выступать на суде экспертами. И повод для беспокойства есть не только у пациентов. Недавно Савенко перед началом конференции, где он должен был выступать с докладом о преступлениях психиатров, передали анонимную записку, содержащую компромат на одного из членов его ассоциации. Савенко воспринял это как угрозу, но доклад все равно прочитал. 'Государство, - говорит он, - готовит почву для использования психиатрии в нелечебных целях'.
____________________________________________
Россия: 'Неприкасаемых нет' ("The Wall Street Journal", США)
Молчание Америки ("The Washington Post", США)
Молчание Буша, регресс России ("The Wall Street Journal", США)