Андре Глюксман на протяжении уже нескольких лет разоблачает угрозу, которую таит в себе 'новый царь Кремля'. Этот французский философ поддержал кандидатуру Николя Саркози на пост президента Франции именно в качестве носителя нового духа, уделяющего большее внимание принципам и свободе во внешней политике. Сейчас, когда кажется, что Путина невозможно остановить, а Саркози, по-видимому, не находит сил, чтобы ему противостоять, Глюксман требует, чтобы Европа воспряла для того, чтобы единым фронтом противостоять российскому президенту, 'которого страшит идея потерять власть'.
- Европа разделилась во мнении относительно российского вопроса. Слабая критика раздается из Брюсселя, Ангела Меркель заняла более жесткую позицию, но Николя Саркози звонит президенту Путину, чтобы поздравить его. Именно он, тот, кто обещал 'порвать' с реальной политикой прошлого. Не парадоксально ли это?
- Конечно, поведение Саркози явилось разочарованием. В том числе и потому, что робкая реакция Запада предполагает, что Путин одержал победу. Хотя, несмотря на всю видимость, правда заключается в обратном. Шаги Путина во время предвыборной кампании были абсолютно контрпродуктивны, он совершил ошибку, издеваясь над оппозицией, к тому же у него совершенно не было нужды прибегать к подтасовкам. Путин прибегнул к разным мерам, и не потому что он всемогущ, а потому что живет в страхе. Только вот западные лидеры не могут этого понять.
- Даже Саркози?
- Даже он, и, поступая подобным образом, он разочаровывает тех, кто надеялся на новую международную политику, построенную, в том числе, и на принципах. Я надеюсь, что это не окончательное разочарование.
- Вы характеризуете российского президента как напуганного человека, склонного к непоследовательному поведению. Почему?
- По двум причинам. Первая: Путин еще не отправился от травмы 'оранжевой революции' на Украине. Для него Украина - это сердце России, так же как Косово - это сердце Сербии, по мнению националистов Белграда. Он боится, что произошедшие на Украине события могут повториться и в Москве.
- А вторая причина?
- Путин отнюдь не стабилизировал Россию, которая управляется кликой, стоящей у власти, более того - несколькими кликами, которые на данный момент выступают в качестве союзников. В России разворачивается постоянная ночь Святого Валентина, Москва напоминает Чикаго 30-х годов. Там есть шайка, внутри которой ведутся споры о возможном преемнике Путина. Вот почему нельзя позволить запугать себя.
- Что должна предпринять Европа?
- Выработать единую энергетическую политику и предстать единой на переговорах с Кремлем. Вместо этого все европейские лидеры состязаются в том, кто прибежит в Москву первым, в надежде выиграть преимущество в один метр перед соседом. Необходимо осознавать, что Европа создавалась именно путем объединения энергетических ресурсов, в то время - угля и стали, Франции и Германии, с Чехией в 1957 году. У Саркози была хорошая идея создать мини-европейский договор, который всегда лучше, чем ничего. Но зачем? В скором времени у нас будут более или менее действенные европейские институты, но каким образом мы их будем использовать? Мне кажется, что ни у кого в Европе нет четкого понимания этого.
- А вопрос о правах человека?
- Запад должен поддерживать оппозицию и открыто говорить о том, что знают все. То есть о том, что, как говорила моя подруга Анна Политковская, режим прогнил, он выживает только благодаря нефти и газу, и со дня на день может рухнуть.
- Пропутинские настроения очень распространены.
- Во всех западных правительствах, включая и Францию, имеются 'русские партии'. Партии, которые полагают, что Россия демократизируется. Или которые считают, что в Чикаго есть гангстеры, но поскольку они влиятельны, мы будем вести с ними дела, мы не можем поступить иначе. Разница состоит в том, что гангстеры Чикаго не были настолько опасны, у них не было нефти и ядерного оружия. Напротив, в руках гангстеров Кремля находятся поставки энергоресурсов, они продают оружие по всему миру, например, Чавесу, располагают ядерным арсеналом, практикуют вредоносную политику, то есть наносят ущерб Западу каждый раз, когда это представляется возможным, саботируя установление мира в Косово или заверяя Иран в том, что серьезные санкции никогда так и не будут приняты. Гангстеры очень опасны, но они не являются устойчивой силой. Путин прекрасно знает, что ночь Святого Валентина может подмять под себя и его, и мы должны воспользоваться этой хрупкостью. Россия не стабильна и является заложницей хаоса, но только Каспаров заявляет об этом.
- Что Вы скажете президенту Саркози? Вы были с ним вечером 6 мая, когда он одержал победу на выборах, а в Чечне были люди, которые вышли на улицы, чтобы отметить это.
- Я напомню Саркози, что к его мнению очень прислушиваются - и русские и чеченцы. Я скажу ему еще раз, что мы обязаны поддерживать тех, кто борется против тоталитаризма. Когда советские танки вошли в Прагу в 1968 году, на Красную Площадь вышли митинговать девять человек. Демонстрация, состоявшая из девяти человек, имела огромное значение, потому что она придала смелости диссидентам. Сегодня мы должны помочь тем немногим, кто имеет смелость противостоять Путину и его клике. Саркози, как почти все европейские и американские лидеры в последние годы, включая Клинтона, совершил ошибку. Надеюсь, он сможет вернуться на путь истинный.
* "Бойня в День святого Валентина" - название криминальной разборки в США, учиненной 14 февраля 1929 г. Аль Капоне, после которой он стал королем уголовного мира Чикаго. (Вернуться к тексту статьи)
________________________________________
Влад Великий ("New Statesman", Великобритания)
Популярность 'царя Путина' зиждется не на страхе и пропаганде ("Le Figaro", Франция)