Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В фокусе эксперты: Майкл Макфол, Стивен Сестанович

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как считает М.Макфол, выборы прошли в точном соответствии с 'Планом Путина', будучи самым несвободным и нечестным голосованием с момента распада СССР. В подтверждение тому эксперт приводит разнообразные факты - от снятия с выборов партий и исключения из партийных списков таких кандидатов, как В.Рыжков, до принуждения сотрудников государственных учреждений голосовать за 'Единую Россию' под угрозой санкций. Аналогичные рассуждения можно встретить очень во многих статьях текущего информационного массива.

Майкл Макфол (Michael McFaul)

Один из ведущих американских экспертов по России, регулярно входящий в тройку наиболее часто цитируемых экспертов в СМИ. Профессор политологии в Стэнфордском университете, научный сотрудник Гуверовского института и Фонда Карнеги 'За мир во всем мире'. В 1993-1995 году возглавлял Московский центр Карнеги. Автор нескольких монографий, в том числе книги, написанной совместно с российским учеными Н.Петровым и А.Рябовым 'Между диктатурой и демократией: посткоммунистические политические реформы в России'.

М.Макфол имеет репутацию эксперта номер один по внутриполитической ситуации в России, поэтому не случайно, что именно ему наиболее авторитетная газета Америки - The Wall Street Journal (4.12) - предоставляет право первым прокомментировать итоги парламентских выборов.

Как считает М.Макфол, выборы прошли в точном соответствии с 'Планом Путина', будучи самым несвободным и нечестным голосованием с момента распада СССР. В подтверждение тому эксперт приводит разнообразные факты - от снятия с выборов партий и исключения из партийных списков таких кандидатов, как В.Рыжков, до принуждения сотрудников государственных учреждений голосовать за 'Единую Россию' под угрозой санкций. Аналогичные рассуждения можно встретить очень во многих статьях текущего информационного массива.

Вторая часть статьи посвящена рассмотрению механизмов передачи власти от действующего Президента к возможному преемнику. По мнению М.Макфола, в последние годы Кремль придерживался стратегии деинституционализации. Были ослаблены институт губернаторов, Дума, Совет Федерации, правительство, Верховный суд, СМИ, политические партии и гражданское общество. В этих условиях, какой бы новый пост не занял В.В.Путин, его конституционные полномочия будут несравнимы с полномочиями нового президента. А значит, следующий этап российской политики станет более соревновательным и нестабильным.

'Кремлевские кланы будут по-прежнему сражаться друг с другом за российские богатства - нефть, газ, металлы, вооружения, ядерные технологии', - пишет М.Макфол. 'При этом над ними не будут довлеть правила игры, которые определяются институтами власти'. Однако самое важное, по мнению эксперта, состоит в том, что новому президенту придется укреплять собственную власть и легитимность, независимо от В.В.Путина. А этот процесс 'зачастую подразумевает критику в адрес бывшего лидера', полагает М.Макфол, вспоминая, как переходила власть от И.Сталина к Н.Хрущеву, от М.Горбачева к Б.Ельцину, от Б.Ельцина к В.В.Путину.

Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich)

Профессор Колумбийского университета, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям. В 1980-е годы работал в Государственном департаменте и в Совете национальной безопасности. В 1987-1994 гг. был директором программы советских и восточноевропейских исследований в Центре стратегических и международных исследований. В 1994-1997 гг. работал в Фонде Карнеги. С 1997 по 2001 г. был специальным помощником госсекретаря по делам СНГ. Является крупным специалистом по России и странам СНГ.

За день до выборов The International Herald Tribune (1.12) публикует статью С.Сестановича 'Мы наконец-то увидели его душу', апеллируя к знаменитой фразе Дж.Буша о том, как он посмотрел в глаза В.В.Путину и увидел его душу. С.Сестанович полагает, что прошедшая избирательная кампания создала 'живую, неповторимую и глубоко личностную картину Владимира Путина', отличающуюся от прежних взглядов.

По мнению С.Сестановича, В.В.Путин не из тех политиков, кто 'раскачивает лодку'. Личное обаяние также не является его сильной чертой, убежден эксперт. Каждая политическая кампания с участием В.В.Путина строилась на образе врага. 'Восемь лет назад это была Чечня. Четыре года назад это были олигархи. Сейчас это Запад'.

Что же означает 'яростная риторика Путина' и его атаки на либералов? С.Сестанович усматривает в этом не только попытки придать идентичность 'Единой России' и сыграть на национализме избирателей. Фокусирование критики на прозападных партиях, пользующихся поддержкой 2% населения, вряд ли необходимо в условиях нынешних выборов. Однако если 'путинская стратегия продления собственного правления состоит в вульгарных законодательных манипуляциях', то именно либералы могут сыграть решающую роль, превратившись в потенциальное ядро общественной оппозиции. Поэтому их нужно заблаговременно дискредитировать, назвав предателями, - предполагает С.Сестанович.

Кроме того, риторика В.В.Путина накануне выборов может иметь последствия и для Запада. 'Если он лично берется за дело, то доводит его до конца. Спросите чеченцев или Михаила Ходорковского, и они вам расскажут, как Путин сделал их врагами во время предыдущих избирательных циклов и не ушел с намеченного курса после завершения выборов', - заканчивает статью С.Сестанович.