Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Путин популярен, потому что олицетворяет перемены, которых жаждет большинство населения России'

Речь идет не о 'реванше', а о стремлении россиян жить "нормально"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие россияне считают, что нужно оставить позади унижения, испытанные Россией в 1990-х годах, что пришло время снова гордиться своей национальной принадлежностью, как это делают граждане других стран. Тут речь идет не о 'реванше' - хотя это слово часто употребляется, - а о стремлении россиян жить 'нормально' в государстве, которое функционирует и в политическом, и экономическом плане, где они могут строить планы на будущее'.

Марлен Лярюэль (Marlene Laruelle) научный сотрудник Центра исследований России, Кавказа и Центральной Европы при Высшей школы социальных наук (EHESS), а также научный сотрудник вашингтонского Института Центральной Азии и Кавказа, дает свой анализ режима Владимира Путина.

- Почему Владимир Путин пользуется такой популярностью у населения России?

- Путин популярен, потому что олицетворяет перемены, которых жаждет большинство населения России - политическую и экономическую стабильность. Даже если он непосредственно не несет никакой заслуги за улучшение экономической ситуации в стране, которое в основном произошло благодаря ценам на нефть и газ, он смог использовать эту ситуацию в политических целях, и население ему за это признательно. Он также положил конец внутреннему развалу России, полной неспособности государства заставить уважать закон, покончил с позорным имиджем страны на международной арене. И не стоит недооценивать символичный и эмоциональный характер этих изменений: многие россияне считают, что нужно оставить позади унижения, испытанные Россией в 1990-х годах, что пришло время снова гордиться своей национальной принадлежностью, как это делают граждане других стран. Тут речь идет не о 'реванше' - хотя это слово часто употребляется, - а о стремлении россиян жить 'нормально' в государстве, которое функционирует и в политическом, и экономическом плане, где они могут строить планы на будущее'.

- До какой степени СМИ находятся под пятой у режима?

- Подавляющее число СМИ попали под контроль государства в 2000-2001 годах. Их купили крупные медийные группы, напрямую связанные с крупнейшими национальными предприятиями или близкими к Путину олигархами. Все телеканалы сегодня находятся под контролем. Но все же в стране остаются независимые СМИ: радиостанция 'Эхо Москвы', 'Новая газета', где работала Анна Политковская, но они не могут оказывать сильное влияние на общество. Давление на Интернет растет, но, в принципе, его эффект не будет долгосрочным.

- В какой степени власть сконцентрирована в руках Кремля? Обладают ли Дума и правительство реальной властью?

- У Думы и правительства власти очень мало. Парламент фактически служит 'регистрационной палатой' для оформления решений, принятых президентом. Поле для маневра у правительства также незначительно, и его 'дублирует' президентская администрация - действительный центр принятия решений, место, где идет борьба между различными политическими кланами, промышленными корпорациями или разнообразными лобби (в особенности спецслужбами). Таким образом, мы видим, что власть в значительной степени сконцентрирована в руках Кремля. Речь идет не только о политической, но и экономической власти, поскольку все крупные государственные предприятия перешли под контроль приближенных Путина. Но это не значит, что Путин все решает единолично. Он окружен верными людьми, представителями кланов, с различными интересами, и, возможно, ему приходится договариваться с ними и порою вести очень непростую 'эквилибристическую' игру.

- Можно ли говорить о дрейфе режима Владимира Путина в сторону авторитаризма?

- Да, можно говорить о 'сползании к авторитаризму' в том смысле, что поле маневра для СМИ все сужается; те, кто обличает перегибы властей, сталкиваются с судебными преследованиями, при том, что правосудие находится на службе у властей; в системе образования все сильнее чувствуется идеологическая составляющая; НПО подконтрольны, финансирование из-за рубежа фактически запрещено и т.д. Но вряд ли можно говорить о 'сползании к авторитаризму' в том смысле, что граждане ощущают угрозу со стороны государства: большинство россиян, не занимающиеся политической деятельностью, в своей повседневной жизни не ощущают прямого давления со стороны государства, они имеют свое мнение о нынешнем режиме, и могут, не опасаясь, высказывать его, они организуют свою личную жизнь практически без взаимодействия с государством. Таким образом, сравнивать Россию с Советским Союзом нельзя, поскольку идеологическое давление оказывается не на обыкновенного гражданина, а только на тех, кто публично высказывается на темы, которые государство считает чувствительными.

- Пользуется ли оппозиция Путину настоящей народной поддержкой?

- Нет, я считаю, что реальной народной поддержки у оппозиции нет. Старые либеральные партии, как 'Яблоко' или 'Союз правых сил', сильно себя дискредитировали, потому что не прошли через 'покаяние'. В глазах общественного мнения они воплощают резкие перемены ельцинской эпохи, отрицательные социальные последствия приватизаций 1990-х годов, захват национальных богатств олигархами, опасность полного распада России. Большинству населения не нравится, что они приводят Запад в качестве примера для подражания , поскольку россиян в первую очередь заботят экономическое возрождение и стабилизация. Новая оппозиция, олицетворением которой является 'Другая Россия' и Гарри Каспаров, не обладает никакой легитимностью, у нее нет социальной базы, разве что только в ангажированных кругах - НПО и правозащитники, - которых подозревают в том, что они хотят привлечь внимание западных СМИ, не имея при этом настоящих предложений о будущем пути России'.

- Обладает ли Владимир Путин средствами для реализации своих амбиций на международной арене?

- На самом деле у России немного козырей: запасы энергоносителей, драгоценных минералов, и военный потенциал. Но Россия не справится с конфликтом с крупной державой. Я не думаю, что Путин того хочет: внешнеполитические заявления, которые порою расцениваются как агрессивные, имеют целью добиться, чтобы Соединенные Штаты или Евросоюз признали Россию как равноправного партнера при обсуждении важных для нее вопросов (Ближний Восток, Иран, Северная Корея, ремилитаризация Европы и т.д.). Россия ни коим образом не стремится спровоцировать конфликт, ни даже создать конфликтную ситуацию, она хочет обрести свободу маневра или обладать возможностью для шантажа, чтобы ее уважали как мировую державу, имеющую свою точку зрения по всем вопросам.

- Какую стратегию, по Вашему мнению, применит Путин для президентских выборов 2008 года?

- Прогнозы делать сложно, особенно в отношении России. Очевидно, что Путин желает остаться во главе страны, но непонятно в какой должности. Он знает, что внесение изменений в конституцию, которое позволит ему остаться во главе государства, будет отрицательно воспринято мировой общественностью. Он также понимает, какие опасности таит в себе передача президентского поста одному из приближенных, который может быстро 'стать автономным' и превратиться в конкурента. Путин может попытаться превратить политическую систему России в парламентский режим и возглавить его в качестве премьер-министра. Я считаю Путина прагматиком, мне кажется, он еще не принял окончательного решения, он каждый раз действует по ситуации, и одновременно продвигает вперед разные фигуры, чтобы, когда придет момент принятия решения, у него оказалось как можно больше карт на руках. Не следует также забывать, что решения принимает не он один: Путин вынужден учитывать противоречивые интересы разнообразных лобби, что ограничивает его поле для маневра намного сильнее, чем это принято думать.

____________________________

Неудивительно, что им нравится Путин ("The Times", Великобритания)

Почему проигрывают российские либералы ("The International Herald Tribune", США)

Путин предпочел не демократизировать государство, а восстанавливать его ("La Croix", Франция)