В последние месяцы Турция продемонстрировала свой потенциал серьезного игрока на международной арене. Турция прилагает усилия для того, чтобы по-прежнему считаться региональным игроком или 'перекрестком', на котором решаются проблемы Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Центральной Азии.
Турция, сама не отрицая этого, полна желанием как можно шире разнообразить формы своей внешней политики, поэтому в рамках этой новой линии можно отметить три тенденции, следовавшие друг за другом.
Во-первых, Турция показала стремление открыть намного шире для себя регион Ближнего Востока. Это желание находит свое подтверждение, особенно в последнее время, при встречах на высшем уровне между турецким руководством и лидерами арабских стран, а также в той активной роли, которую стала играть Турция в Организации Исламская Конференция. В то же время, такая позиция показала свое право на существование в середине ноября, когда Анкара приняла непосредственное участие в проведении мини-саммита глав Израиля и Палестины, направленного на установление более широких контактов между двумя сторонами. Это событие вновь заставило говорить о Турции как о посреднике при решении ближневосточного вопроса, при этом всколыхнуло ее давние проблемы, такие как курдская и кипрская.
Во-вторых, такая новая позиция Турции во внешнеполитическом курсе - это некая автономность от политики США. Между Турцией и США поставили своеобразный знак равенства, ведь именно по предложению премьер-министра Турции Эрдогана была проведена встреча в Анкаре, во время которой Турция была приглашена в Аннаполис. Турция все время считалась страной-союзницей США, зависимой от США, но в то же время мы видим, как она стала отдаляться от такой линии и показывать новую сбалансированную стратегию в международных отношениях. В большой степени безоговорочный оплот США, и в меньшей степени Израиля, Турция сегодня демонстрирует непостоянную позицию в отношении этих стран, полную различного рода нюансов.
В-третьих, это отношение Турции к вопросам энергетики. Оставив позади дипломатические и другие вопросы, экономическая тема, в частности огромный спрос Турции на энергосырье, представляет еще один очень важный компонент. Для того, чтобы покрыть потребность Турции в энергетических ресурсах правительство страны, усиливает сотрудничество с Россией, привилегированными крупными поставщиками нефти и газа, а также с соседним Ираном. Несмотря на политику США, осуждающую сотрудничество Турции с Ираном, между двумя государствами недавно было подписано соглашение на сумму 1 миллиард долларов, предусматривающее модернизацию энергетических сетей обеих стран. Кроме того, следует сказать и о непомерном желании Турции активно действовать в вопросах экономической политики. Соглашение о строительстве промышленного района Батышериа, согласованное с руководством Израиля и Палестины, подтверждает стратегию Турции, которой она придерживается в Северном Ираке.
Турция показывает удивительное желание быть в центре событий регионального и международного значения. В какой же степени она сможет воплотить в жизнь свои стремления и амбиции по-прежнему остается под вопросом. Провальный опыт конференции в Аннаполисе и существенное снижение влияния Вашингтона и его статуса как примирителя противоборствующих сторон в ближневосточном вопросе дали возможность проявиться амбициям Турции примерить на себя этот статус.
Мари Фикепаль - французский обозреватель газеты Zaman, сотрудник центра изучения проблем политики Турции
Перевод: Александр Бакустин
__________________________________________
Турция переставляет фигуры на энергетическом шахматном поле ("Turkish Daily News", Турция)
Россия перехватывает лидерство на Черном море, а что делает Турция? ("Yenicag", Турция)