Постепенно начинают вырисовываться последствия закрытых переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина. Похоже, Россия решила задушить Беларусь в братских объятиях. И чем дальше, тем меньше шансов из них вырваться.
20 декабря было подписано соглашение о выделении Беларуси государственного кредита в размере 1,5 млрд долларов. Еще 2 млрд России не жалко одолжить соседу в следующем году. Стоимость газа в первом квартале 2008 года просто смехотворна - 119 долларов за тысячу кубометров, что бы там ни говорили об условиях контракта. Кредиты можно положить под проценты в тех же российских банках, а газ реэкспортировать по сходной цене дальше на запад, север или юг.
Кремль это прекрасно понимает, поскольку уже не раз наступал на грабли, но решил повторить пройденное. Однако 'продолжение банкета' для Минска будет не бесплатным. Чиновники начали проговариваться, чем придется расплачиваться. Формально они отрицают слухи, но способ отрицания только подтверждает их обоснованность. Доказательство от противного. 'Глобальной массовой распродажи имущества российским инвесторам не будет', - заявил замминистра экономики Олег Мельников. Значит, будет, пускай не глобальная и не массовая. Это не наши инсинуации, а вопрос лингвистической логики.
Он же, Мельников, уточнил: 'Правительство пока не планирует продавать внешнему инвестору часть активов нефтеперерабатывающего завода ОАО 'Нафтан'. Пока нет конкретного плана по продаже 'Нафтана' и конкретного решения пока не принято'.
Что значит 'пока'? Как долго удастся тянуть резину, или все уже договорено, только боязно признаться?
Кстати, на этом фоне ослабла хватка государства на горле субъектов хозяйствования и предпринимателей, о чем свидетельствуют последние законодательные акты. Можно говорить об успешности протеста предпринимателей или о страхе властей, что тысячи ИП останутся без работы и выйдут на улицы. Но можно посмотреть и с другой стороны: если окончательно прижать своих - прижмут чужие. До потери пульса.
Рассчитывать на иные ветры с востока после мартовских президентских выборов не приходится. Вопрос преемственности власти в России решен: старая колода только тасуется, а игра остается прежней.
Вспоминается старое интервью футболиста 'славянской национальности', некоторое время игравшего в одной из южных республик СССР. Сказал он тогда примерно следующее: 'Меня буквально носили на руках. Когда я решил уехать, ко мне подошли и сказали: мы тебя любим настолько, что, если ты уедешь, мы тебя убьем'. Футболисту повезло. Повезет ли Беларуси - большой вопрос.