...Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства -
основной механизм Рождества...
В своем знаменитом стихотворении 'Рождество', небольшой фрагмент которого я привел в эпиграфе, Иосиф Бродский очень точно описал настроение предпраздничной суматохи и суеты, которое охватывает христиан во всем мире во второй половине декабря каждого года. Но при этом, утверждает великий поэт, и с ним нельзя не согласиться, Рождество - это праздник не столько материальный, сколько, и даже в первую очередь, духовный. 'В Рождество все немного волхвы', - говорит Бродский, подчеркивая, что пафос Рождества состоит еще и в том, что даже самая скромная безделушка, подаренная близким или друзьям, если это будет сделано с любовью, может превратиться для них в настоящее чудо. Ведь на самом деле мы, даже не подозревая об этом, в действительности унаследовали замечательный обычай, оставленный людям когда-то в древности Каспаром, Мельхиором и Балтазаром - тремя волхвами, принесшими свои дары новорожденному Христу. Как и они, мы идем из темноты своего невежества и эгоизма на свет рождественской звезды, и в ожидании ее появления перестаем быть, по словам А.Шопенгауэра - 'стадом дикобразов, бредущих по снежной пустыне, жмущихся друг к другу от холода и при этом колющих друг друга своими иглами'. Радуясь рождению Христа, мы радуемся друг другу, пряча взаимные дары под рождественскую елку с пожеланиями здоровья, процветания и счастья, и тем самым обретаем надежду на будущий мир, покой и семейный уют.
Лично для меня Рождество Христово (а потом, по старой советской привычке и Новый год) - главные праздничные события в году. В православной традиции Рождество принято считать вторым по значимости христианским праздником, но в душе я с этим никак не могу согласиться. Да, Пасха для православных является символом духовного воскресения, торжеством вечной жизни над смертью, но все-таки... Не было бы Рождества, не было бы и Воскрешения. Что ни говори, но Рождество Христово символизирует собой ту самую возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. В этом отношении мои внутренние ощущения полностью совпадают с представлениями о Рождестве, сформированными в католицизме, а также в большинстве протестантских христианских конфессий. Наверное, все дело в западном менталитете (который мне, не знаю почему, но органически ближе), основанном больше на логике, чем на мистицизме, столь характерном для восточного православия. К сожалению, одним только этим моментом все противоречия, объективно существующие среди христиан, далеко не ограничиваются. Вот уже две тысячи лет между разными христианскими конфессиями продолжаются как богословские дебаты как вокруг самого Рождества Христова, так и споры по поводу точной даты этого события. И 'календарный вопрос' в этих спорах занимает не последнее место.
В принципе все, как на Западе, так и на Востоке, признают, что настоящая дата Рождества Христова, включающая в себя день и месяц рождения Иисуса, неизвестна никому. В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества, но в церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на Земле полное число лет, как число совершенное. Об этом свидетельствовал еще Апостол Павел, который писал: 'Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного' (Гал 4:4). Отсюда следует, что если Христос находился среди людей полное число лет, значит он был зачат в тот же день, в который пострадал. А еврейская пасха, на которую был распят Иисус Христос, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получаем 25 декабря как дату Рождества Христова. Таким образом, если не сомневаться в истинности Библии, то весьма вероятно, что дата празднования Рождества выпадает именно на то время, когда оно и произошло - на 25 декабря. До XVI века никаких разногласий по этому поводу у христиан как на Западе, так и на Востоке практически не было. Но в 1582 г. папа Григорий XIII предложил новую календарную реформу, пришедшую на смену юлианскому календарю. После ряда вычетов различие между старым и новым стилями составило 13 суток. К концу XIX века уже весь Запад придерживался нового календаря, а в ХХ веке пришел черед и многих православных стран. Первыми перешел на григорианский стиль Константинопольский Патриархат, а под его влиянием по новому календарю стали праздновать Рождество православные церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. В России, тогда уже переименованной в Советский Союз, григорианский календарь был введен большевиками в 1918 году, однако РПЦ осталась верной старинному календарю. Сегодня вместе с Русской православной церковью Рождество по старому стилю празднуют только Иерусалимская, Сербская и Грузинская церкви, а также монастыри Афона.
Причину своего нежелания присоединиться к большинству церквей, РПЦ прямо объяснила в декабре 1998 г. на заседании Священного синода Московской Патриархии. Тогда в специальном постановлении было сказано, что в русской церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни для миллионов русских людей. Не знаю, стоит ли так противопоставлять 'русское национальное' Рождество Христово общепринятому во всем мире, тем более, что это не просто 'красный день календаря' какой-то отдельной страны, пусть даже по территории и очень обширной, но евангельское событие - то есть достояние всего человечества. Я уже не говорю о том, что христианство ни в каком виде чьей-то 'национальной религией' быть не может по определению, ибо сказано: 'Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, cкифа, раба, свободного, но все и во всем Христос' (Кол. 3:11) А вообще, как мне кажется, расхождения между РПЦ и остальным христианством носят фундаментальный, цивилизационный характер, и кроется он даже не в датах, а в том самом предпочтении, которое в Русском православии отдается все же Пасхе, а не Рождеству. В западной традиции земная жизнь человека, как, собственно, и сам человек (а, значит, и его рождение), всегда имели намного большую самоценность, чем это было на Востоке вообще и в России в частности. Человеческая жизнь на Востоке никогда особенно дорого не ценилась, и всегда рассматривалась лишь как некое испытание, в результате которого раб Божий мог заслужить 'жизнь вечную и райское блаженство'...
Такое мировоззрение имеет глубокие исторические корни, достаточно сказать, что у ранних христиан вообще считалось наиболее важным не то, что на земле появился еще один грешник, а то, что посредством Таинства Крещения он мог переродиться в праведника. Они же фанатично верили в то, что истинным днем рождения человека является день его кончины... По этим причинам Рождество Христово в апостольские времена первых христиан не праздновалось совсем. Как религиозный ритуал Рождество сформировалось только IX веке, причем во многом это было обусловлено необходимостью заполнить христианским содержанием невероятно стойкий языческий праздник - день зимнего солнцеворота. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах начали устанавливать ясли с фигуркой младенца - для того, чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Гораздо позднее появилась домашняя ель с украшениями и со звездой на вершине, символизирующей Вифлеемскую звезду. К сожалению, в наших странах на протяжении нескольких десятилетий Рождество рассматривалось всего лишь необязательным и даже идеологически вредным 'довеском' к Новому году. Надо признать, что и сейчас, когда праздник Рождества Христова в Беларуси и в некоторых других странах СНГ официально признан государственным, своей нынешней популярностью он обязан отнюдь не так внезапно проснувшемуся религиозному чувству наших граждан. Большинством из нас Рождество Христово воспринимается скорее как дополнительный светский праздник, в чем-то даже полуязыческий, и совсем уж в небольшой степени как религиозный. В любом случае основная часть населения Беларуси по всем опросам до сих пор наиболее важным для себя и своей семьи праздником считает Новый год.
Но все равно, рождественская ночь - это время, когда наиболее вероятным событием становится чудо. Так у людей считалось всегда, причем еще задолго до того, как в мир пришло христианство. Зимний солнцеворот казался древним самым подходящим моментом не только для рождения божества, но и для исполнения самых заветных желаний. С возникновением христианства вера в возможность чуда нисколько не уменьшилась, даже наоборот. Само по себе чудо - это основа христианского вероучения и миропонимания, оно принципиально чуждо всякому рационализму и здравому смыслу, а значит доступно всем без исключения. Особенно остро это чувствуют дети. Главное, в вероятность чуда надо поверить, и тогда оно обязательно случится. Мне очень нравится один польский обычай, когда на Вигилию (wigilia - от латинского 'ожидание', или по-русски - в Сочельник) - 24 декабря, с появлением первой вечерней звезды люди садятся за рождественский ужин (с запретом мясных блюд до полуночи), и при этом оставляют на столе пустую тарелку. На тот случай, если все-таки чудо случится и кто-то близкий, которого так не хватает, вернется домой. Накануне Рождества я тоже так обязательно сделаю, и кто знает, а вдруг... В конце концов, праздник Рождества уже сам по себе является чудом, которое может увидеть каждый. А как сказал В.Набоков, 'однажды увиденное не может быть возвращено в хаос никогда'.
С Рождеством Христовым!
______________________________
Рождество в России: не снегом единым... ("The Guardian", Великобритания)