Деловому миру ничто человеческое не чуждо. Это утверждение в восьмой раз в своей истории доказал американский журнал Fortune, составив рейтинг 101 самого абсурдного события в мировом бизнесе завершающегося года.
Игрушки со свинцом, собака на антидепрессантах...
Первое место в рейтинге заняла компания Mattel, оскандалившаяся на весь мир из-за игрушек с повышенным содержанием вредных веществ. С рынка пришлось отозвать почти 20 млн. единиц продукции. Гиганту отрасли детских товаров лишь самую малость уступил производитель антидепрессанта Prozac, которому Американская ассоциация по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов разрешила создать на основе своей продукции таблетки... для собак. В то же время безобидный энергетический напиток под не совсем безобидным названием Cocaine ("Кокаин") был этой ассоциацией запрещен. Производителям пришлось переименовать его сначала в Censored ("Цензурировано"), а затем и в NoName ("Безымянный"). Почетное третье место в хит-параде абсурда заняла вдова одного из крупнейших владельцев нью-йоркской недвижимости Леона Хелмсли, завещавшая 12 млн. долларов своей болонке по кличке Беда.
В прошлые годы лидерами конкурса были не менее заслуженные персонажи и компании. В 2006-м, например, первенствовала американская торговая сеть WalMart, решившая провести рекламную кампанию по образу и подобию политической, с обещаниями вроде повышения зарплат сотрудникам, улучшения их медицинского обслуживания, открытия магазинов в бедных районах и т.д. Результат оказался обескураживающим - впервые за 10 лет прибыль корпорации упала. А еще годом ранее в лауреатах оказалась психиатрическая больница в штате Массачусетс, полностью оборудованная палатами класса люкс.
Обкурившиеся руководители
Директора крупнейших западных корпораций времени даром не теряли и приложили максимум усилий, чтобы попасть в топ-101 этого года. В первую очередь тут отличился генеральный директор инвестиционной компании Bear Stearns Джеймс Кейн. В июле, в самый разгар ипотечного кризиса, когда сотрудники компании безуспешно пытались спасти от разорения два принадлежащих фирме хедж-фонда, Кейн 10 из 21 рабочего дня провел вне офиса, играя в гольф и участвуя в турнирах по бриджу. При этом некоторые коллеги-картежники Кейна рассказывают, что по окончании матчей он снимал напряжение, покуривая марихуану.
Авторы рейтинга ехидно отмечают, что, судя по всему, особой жадностью директор не отличался и регулярно "отсыпал травку" своим подчиненным. Иначе трудно объяснить поведение аналитиков Bear Stearns, на голубом глазу уверявших инвесторов, что акции компании New Century, несмотря на 50-процентный обвал на тот момент, не упадут ниже 10 долларов при самом худшем развитии событий. В реальности они упали ниже 1 доллара и были вообще сняты с торгов на Нью-Йоркской бирже.
Остап Бендер из Калифорнии
Чтобы попасть в черный список акул бизнеса от Fortune, вовсе не обязательно ворочать миллиардными суммами. Достаточно применить немного креативности и чувства юмора - наряду с полнейшим неуважением к законам США. Так, директор инновационного старт-апа Джон Гриффин в кратчайшие сроки собрал у инвесторов 750 тыс. долларов, пообещав им разработать уникальный очиститель токсичной почвы. Эти деньги калифорнийский "великий комбинатор" потратил на такие полезные в развитии инноваций вещи, как новенький Ferrari, билеты на Супербоул и стероиды. Пикантность ситуации заключается в том, что свою фирму Гриффин назвал VaporTech - а слово vapor может переводиться с английского одновременно как "испарение" и "пустая болтовня, хвастовство". "Не говорите, что вас не предупреждали", - иронизирует журнал.
Простые работяги от белых воротничков в уходящем году не отставали. Поистине бульдожью деловую хватку проявил рабочий одного из немецких заводов, еженощно вынося за ворота предприятия от 2 до 7 тыс. шурупов. В итоге число необходимых в хозяйстве деталей у него зашкалило за миллион, и предприимчивый сотрудник решил выбросить свое богатство в свободную продажу. Удар был нанесен не только по работодателю бюргера, но и по всей скобяной индустрии Германии, так как продаваемые по демпинговым ценам шурупы немедленно обвалили рынок.