'Это хуже преступления: это ошибка', так красочно о недопустимости ошибок в свое время высказался председатель законодательной комиссии при Наполеоне Буле де ла Мерт.
Прошли века, и ныне, оценивая ситуацию в Азербайджане, мне приходится констатировать, что я надеюсь на то, что действия ряда отечественных горе-чиновников, запретивших в Азербайджане вещание всего, выходящего на русском языке, в том числе, и самой интеллектуальной передачи на отечественных телеканалах - игры в клубе 'Что? Где? Когда?', это ошибка, которая вскоре будет исправлена, а не заранее спланированное преступление, которое может привести к поистине ужасающим последствиям.
Яма для грядущих поколений
Начнем со статистики. По данным переписи населения 1999 года, в Азербайджане проживает около 142.000 русских. Но, по самым приблизительным оценкам, число граждан нашей страны, для которых именно русский язык является языком общения, составляет свыше полумиллиона человек.
Вследствие высокого уровня образования, интеллекта, русскоязычное население Азербайджана ныне занимает ведущие позиции в банковской, страховой структурах, в госучреждениях, научных и образовательных учреждениях, в инженерно-технической отрасли.
Эта категория наших граждан всегда являлась опорой нынешней власти. Но вот теперь, по вине ряда горе-чиновников, специально или сознательно дискредитирующих своими решениями верховную власть страны накануне президентских выборов 2008 года, эта значительная часть населения нашей страны оказалась лишена возможности слышать русскую речь на отечественных телеканалах, вынуждена подключаться к кабельному телевидению и скупать спутниковые антенны, подпадая тем самым под влияние российской информационной политики, которая нередко идет вразрез с национальными интересами Азербайджана.
Чем это может быть чревато накануне президентских выборов в Азербайджане? Дезориентацией отечественных русскоязычных граждан, все большим дистанционированием их от процессов, происходящих внутри нашей страны, ростом 'чемоданных настроений' среди них, и потерей доверия к нынешней власти.
Кроме того, закрывая отечественные интеллектуальные передачи на русском языке на отечественных же телеканалах, мы лишаемся возможности подтянуть уровень азербайджаноязычного телезрителя. А ведь именно так, посредством приобщения к русскому языку, на протяжении нескольких десятилетий и формировался уровень нынешней нашей интеллигенции.
Наоборот, закрывая интеллектуальные передачи на русском языке и пропагандируя турецкие сериалы, главным персонажем коих являются люди с нецензурным выражением лица, либо тошнотворные отечественные шоу-передачи, мы роем яму, в которую упадут будущие поколения азербайджанцев.
Ибо они будут считать, что юмор - это не Жванецкий, Хаит, Арканов, Задорнов, а идиот-журналист, подскакивающий к прохожему с идиотским же вопросом, что современная поп-музыка это не Дима Билан, а Надир Гафарзаде, что интеллектуальная игра - это не 'Что? Где? Когда?', а очередная передача, в которой ведущий заглядывает в шкафы и роется в нижнем белье певцов и певичек. Кому же нужно повальное отупение граждан нашей страны? Только тем, кто надеется управлять ими в дальнейшем, будучи уверенным, что глупость народа - гарантия его управляемости, дезориентации и послушания.
Былое и думы
Дабы не быть голословным, приведу ряд доводов. К примеру, складывается по меньшей мере парадоксальная ситуация, при которой некоторые чиновники - ставленники нынешней власти, которая в качестве одного из самых весомых своих аргументов доказательства ошибочности управления страной в период, когда президентом Азербайджана был Абульфаз Эльчибей, называет излишнее сближение нашей республики с Турцией, ныне став 'большими католиками, чем Папа Римский', вновь реанимируют идею пантюркизма. Мол, турецкий язык не иностранный, и передачи, сериалы и все прочее на этом языке для азербайджанцев не вред, а благо.
Но идеология пантюркизма в Азербайджане потеряла свою привлекательность еще в середине 90-ых годов прошлого века, ибо она ассоциируется у многих наших граждан с поражением в карабахской войне, с нахождением у власти в стране всякого рода Шариковых, вышедших из шинели Народного Фронта, с, во многом утрированном, но активно навязываемом стереотипе о том, что пантюркизм является угрозой для нормального существования в стране огромной прослойки русскоязычных граждан Азербайджана.
Помнится, после своего прихода к власти в 1993 году Гейдару Алиеву пришлось приложить немало усилий для того, чтобы возвратить Азербайджану реноме толерантного, многонационального государства и приостановить процесс 'утечки мозгов' из страны, гарантировав русскоязычному населению страны соблюдение всех их конституционных прав и создав условия для их самореализации.
Кстати, о Гейдаре Алиеве. О его отношении к имиджу Азербайджана в мире, о его отношении к интеллектуальной отечественной молодежи свидетельствует всего один факт. Дело было в1995 году, когда в Баку проходил турнир под названием 'Знатоки в гостях у Ровшана Аскерова'. Этот турнир проводился в Загульбе, в 'Гянджлике' и по своей значимости и составу не шел ни в какое сравнение с ныне проводящимся в Баку чемпионатом мира по игре в 'Что? Где? Когда?'.
Но, несмотря на это, несмотря на всю свою загруженность работой, Гейдар Алиев нашел время для встречи с организаторами турнира, с известными знатоками. Более того, узнав о том, что местная команда по игре в 'Брейн-ринг' испытывает финансовые проблемы, не позволяющие ей принять участие в традиционной телевизионной версии игре в 'Брейн-ринг', в которой принимали участие представители всего бывшего СССР, в том числе, и армяне, Гейдар Алиев отдал соответствующие указания, и наша команда выехала в Москву, где достойно представила Азербайджан на этой интеллектуальной игре. А уже через год наши ребята завоевали звание абсолютных чемпионов СНГ по игре в 'Брейн-ринг'.
Это была идеологическая победа Азербайджана, наиболее красочная демонстрация ошибочности тезиса о том, что все азербайджанцы - торгаши, который столь явно культивировали враги нашей страны. Это был один из тех моментов, когда каждый из нас со слезами на глазах и с гордостью мог воскликнуть: 'Я - азербайджанец!'.
До боли знакомые грабли
Анализ происходящих событий говорит о том, что одним своим решением, случайным или осознанным, определенная группа представителей власти стремится нивелировать все положительные действия нынешней власти. Случайно, а возможно, и специально, ряд отечественных чиновников идет по пути, который заложил основы для краха бывших у власти представителей Народного Фронта. Видимо, тем самым они надеются на то, что посредством реанимации идеи пантюркизма будет предопределен и крах нынешней власти.
В частности, мы все прекрасно помним, что 26 декабря 1992 года тогдашним Милли Меджлисом был принят закон 'О языке', в коем азербайджанский язык был переименован в тюркский, что автоматически сделало азербайджанцев турками.
Этот закон привел к росту этнического самосознания у представителей национальных меньшинств нашей страны. В итоге, в Азербайджане появилась Лезгинская демократическая партия Азербайджана, Талышская народная партия Азербайджана и Курдская партия равенства. В своих программных документах они не скрывали негативного отношения к тогдашней власти, обвиняя правительство Абульфаза Эльчибея в насаждении тюркизма в нашей стране.
Неужели ряд представителей власти хотят, чтобы и нынешнее правительство подверглось обвинениям в насаждении тюркизма? Неужели эти горе-чиновники забыли о том, что, Россия и Иран, используя выгодный момент и имевшееся недовольство талышей и лезгинов тогдашней ситуацией в стране, подогревали сепаратистские настроения в Азербайджане?
Неужели мы настолько забывчивы, чтобы вспомнить, что все это привело к созданию 'Садвала', который сотрудничал со спецслужбами Армении и совершал в Азербайджане теракты, в частности, взрыв в Бакинском метро 19 марта 1994 года и к созданию Талыш-Муганской Автономной Республики во главе с Аликрамом Гумбатовым?
Неужели кто-то их высокопоставленных отечественных чиновников вновь хочет ввергнуть Азербайджан в пучину хаоса, нестабильности и гражданского противостояния, надеясь реализовать свои политические амбиции в море человеческой крови? Надеюсь, что это не риторический вопрос.
Новоявленные Иуды?
Есть и еще один тревожный момент. Именно потеря веры в идеологию пантюркизма привела к росту панисламистских настроений в Азербайджане. Именно тогда была заложена основа для появления ваххабизма в нашей стране. Того самого ваххабизма, о необходимости борьбы с коим так много ныне говорят представители власти. Но тут уместно напомнить, что первые последователи ваххабизма прибывали в Азербайджан из России, точнее, из Дагестана.
В итоге, к идеям ваххабизма тогда оказались более восприимчивы не азербайджанцы, а проживающие вдоль границы с Россией лезгины, цахуры и представители иных национальностей, проживающих на территории Азербайджана. А теперь задумаемся: чем чреваты действия по лишению возможности представителей этих национальных меньшинств, живущих в нашей стране, смотреть фильмы и передачи на русском языке?
Правильно, не только ростом пророссийских настроений, которые будут укореняться по мере того, как эта часть населения Азербайджана будет получать информацию о событиях в мире и в нашей стране по российским телеканалам, которые придерживаются своей, выгодной этой стране информационной политики, но и реанимацией идей ваххабизма, зерно которых будет посажено на очень удобную почву, посредством укоренения мнения о дискриминации в отношении представителей национальных меньшинств Азербайджана. Оба этих фактора крайне выгодны тем, кто мечтает создать в Азербайджане 'второй Карабах', заставив бороться с новыми ростками сепаратистских настроений в нашей стране, либо создать почву для роста панисламистских настроений в Азербайджане.
И тут, уже совершенно по-новому звучат слова бывшего руководителя Государственного Комитета по работе с религиозными образованиями Рафика Алиева, который весной 2006 года сделал сенсационное заявление о том, что во многих мечетях Азербайджана ведется антигосударственная пропаганда и при этом 'некоторые чиновники поддерживают связи с радикальными религиозными группировками'.
И тут же на память приходит то, что еще в 2003 году один из лидеров мусульманской общины неожиданно заявил о своем возможном выдвижении на предстоящих президентских выборах.
И ныне, оценивая действия ряда отечественных чиновников, приходишь к выводу о том, что не исключена кооптация усилий определенных группировок во власти, которая все еще лелеет надежду стать у руля государства, предварительно сделав все возможное для дестабилизации ситуации в стране и для падения ныне высокого рейтинга президента Азербайджана Ильхама Алиева.
А коли так, то они вовсю продолжат дискредитировать главу государства, создавая предпосылки для роста недовольства нынешней властью среди населения страны. А это уже не ошибка, а преступление, именуемое предательством.
______________________________________
Закрываем тему: последний раз о языковом вопросе ("Зеркало Недели", Украина)
Осторожно: украинский язык! ("Украинская правда", Украина)