МОСКВА, РОССИЯ - Сценарий фильма российского режиссера и актера Никиты Михалкова '12' почти на всем его протяжении следует за сюжетной линией и компоновкой ролей классической картины Сидни Люмета (Sidney Lumet) '12 разгневанных мужчин', которая вышла на экраны в 1957 году. Одинокий присяжный заседатель с обостренным чувством справедливости одного за другим убеждает своих коллег по суду в невиновности чеченского юноши, обвиненного в убийстве своего приемного отца. На всем протяжении фильма проводится тщательный разбор и анализ тех пороков и недостатков, которыми страдают сами члены коллегии присяжных. Как и в фильме Люмета, справедливость в итоге торжествует.
Но обладатель 'Оскара' Михалков придал своей версии картины особую специфику. Старший коллегии присяжных, которого играет сам Михалков - бывший офицер российских спецслужб, спокойно и тихо оценивающий изъяны и недостатки своих коллег. А среди них в составе суда изнеженный олигарх, грубый антисемит и мечтательный демократ. В итоге звучит приговор, что подсудимый чеченец будет спасен лишь в том случае, если этот старший коллегии присяжных лично возьмет его под свое крыло.
'Если хочешь, зови меня дядя Николай, - говорит председатель суда мальчику, когда они выходят из зала после вынесения приговора, - ты будешь жить со мной. Пошли'.
Российские критики говорят, что параллели между этим человеком и российским президентом Владимиром Путиным очевидны - и преднамеренны.
'Герой Михалкова явно похож на Путина. Оба - бывшие офицеры разведки, оба говорят на иностранных языках, у обоих обостренное чувство справедливости, оба ощущают себя спасителями', - говорит критик из 'Российской газеты' Юрий Богомолов.
В России мало осталось институтов, которые не прибрал бы к своим рукам Кремль. Парламент, губернаторы, суды, телевидение - все они находятся в кулаке у Кремля. Следующей на очереди может стать культура. Как и в советские времена, Кремль, похоже, полагается на массовую культуру, отводя ей роль этакого посланника. Фильм '12' - весьма показательный в этом плане пример, хотя и не единственное творение с подтекстом, возводящим Путина в сан спасителя России.
Вышедший в прошлом году фильм Владимира Хотиненко '1612' повествует о временах российской смуты, когда страна изгнала польско-литовскую армию из Москвы. Друг Путина Хотиненко говорит в своих интервью, что этот фильм проводит параллели между периодом хаоса и борьбы с иностранными державами, который Россия пережила в начале 17-го века, и эпохой правления Путина после мрачных и бесконтрольных лет руководства Бориса Ельцина.
Выход осенью этой картины на экраны совпал по времени с началом избирательного сезона в России. В ходе этой кампании Кремль начал внушать россиянам мысль о том, что Путин должен остаться у власти в роли некоего 'национального лидера'. Конституция запрещает ему баллотироваться на президентский пост третий раз подряд. Но Путин уже сказал, что станет премьер-министром, если его давний протеже Дмитрий Медведев будет избран в марте президентом. Как считает большинство аналитиков, победа на выборах Медведеву гарантирована, и он будет верно и исправно выполнять путинские указания, несмотря на то, что по российской конституции премьер-министр подчиняется президенту.
'Я убежден - а я ничего не имею против демократии - что россияне испытывают сильное желание получить царя, - заявил осенью Хотиненко газете Wall Street Journal. - Я считаю 17-й век крайне важным периодом в нашей истории. А сегодня те времена по-настоящему актуальны'.
В эпоху Советского Союза Кремль вольно распоряжался искусством, чтобы донести свои идеи и послания до граждан страны. Если в пропаганде путинской эпохи и существуют отличия от того периода, то заключаются они лишь в том, что Путин самостоятельно завоевал популярность в области культуры. Возник некий мистицизм личности Путина, который выходит за рамки манипуляций Кремля со средствами массовой информации.
Когда одна из самых популярных московских газет 'Комсомольская правда' напечатала на своих страницах фотографии Путина без рубашки, снятые в момент его отдыха в сибирском регионе Тува, российские женщины засыпали вебсайт газеты письмами по поводу 'мощного торса' президента. Вместе с фотографиями газета напечатала инструкции о том, как накачать такой пресс, как у президента.
Проблема с образом Путина как культурной иконы состоит в следующем. Кремль стремится сделать так, чтобы тот образ президента, который видят россияне, полностью соответствовал содержательной гамме, санкционированной государством. Если, как считают многие, Путин останется фактическим лидером России, то творческому сообществу страны будет все труднее бороться с исчезновением грани между государством и искусством.
Михалков эту грань, похоже, уже перешел. Сей прославленный режиссер, получивший 'Оскара' за снятый в 1994 году фильм 'Утомленные солнцем', вслед за картиной '12' снял фильм '55'. В нем он бурно изливает чувства восхищения и уважения к Путину. Фильм показали по российскому телевидению осенью, как раз в тот день, когда президенту исполнилось 55 лет.
Михалков сам выступает во время показа. Он со слезами на глазах и с раболепным благоговением говорит о Путине: 'Мы живем в период времени, когда Россия сосредоточивает внимание на себе самой. И все эти перемены так или иначе связаны с его именем'.
___________________________________________________________
Фильм "12" изучает российский суд присяжных ("The Washington Post", США)
Голливуд по-русски: кино как реклама государства ("The Wall Street Journal", США)