Позиция, занятая Великобританией по конфликту вокруг Британского совета, не только разозлила Кремль, но и по-настоящему его удивила - даже ошеломила. Российские чиновники, крепко оседлавшие нефтяную волну богатства и все увереннее ставящие себя на международной арене, просто поразились тому, насколько Великобритания повела себя, по их мнению, заносчиво и насколько откровенно наплевала на закон.
Дипломаты не раз успели спросить, как вообще Великобритания может отказаться соблюдать российские законы на российской территории.
- Если кому-то не нравится решение о закрытии региональных отделений Британского совета, то - пожалуйста, пусть идет в суд и оспаривает это решение, - сказал один видный представитель дипломатического корпуса. - Но нельзя же просто так его игнорировать. Что случилось бы, если бы российская организация в Великобритании, получившая от правительства требование прекратить свою работу, отказалась это сделать?
Естественно, сказал он, даже если бы сотрудники такой организации имели поводы на что-то обижаться, им просто не осталось бы иного выхода, кроме как подчиниться.
Скандал, собственно, развертывается вокруг одного документа, подписанного в 1994 году. Это как раз соглашение о деятельности Совета: Кремль утверждает, что оно истекло, Великобритания говорит, что документ сохраняет силу.
Этот спор - очередное проявление неприязненных отношений между двумя странами. Кремль до сих пор злит реакция Великобритании на убийство бывшего офицера разведки Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году, которую в Москве называют неприкрытой политизацией уголовного дела. Москва утверждает, что Великобритания не представила достаточных доказательств того, что бывший телохранитель из КГБ Андрей Луговой действительно виновен в этом убийстве. Запрос Лондона на выдачу Лугового натолкнулся буквально на стену враждебности. Российская конституция запрещает экстрадицию граждан России, и в Кремле заявляют, что требование об этом - не что иное, как 'провокация', нацеленная на то, чтобы запятнать его репутацию.
В прошлом году Лондон уже успел удивить Москву, в качестве ответа на отказ выдать Лугового выслав из Лондона четырех российских дипломатов. Столь же шокированы были российские власти, когда Великобритания приостановила сотрудничество с ФСБ, службой безопасности, оставшейся в наследство от КГБ, тем самым заморозив совместную работу по борьбе с терроризмом. И министр иностранных дел России Сергей Лавров не стал скрывать, что удар по Британскому совету - это прямое следствие всех этих 'недружественных' действий.
Столь же сильно под отношениям бьет и отказ Великобритании выдать России олигарха Бориса Березовского, разыскиваемого по обвинению в хищениях, а также лондонского представителя чеченских мятежников Ахмеда Закаева, которого в России обвиняют в терроризме. Британские судьи утверждают, что ни тот, ни другой не получат в России справедливого суда.
Добавьте к этому громкий скандал 2006 года, когда четыре британских дипломата в Москве были обвинены в шпионаже - их не высылали, но они вынуждены были уехать сами, - и станет понятно, что ситуация с Британским советом отлично вписывается в шаблон общего стабильного ухудшения отношений.
На прошлой неделе масла в огонь подлил и наш министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband), в своем заявлении использовав выражения, в Москве воспринятые как несдержанные. В частных беседах российские дипломаты вздыхают, что для тонкого мира международной дипломатии нынешний глава британского МИДа чересчур неопытен и попросту слишком груб. Его выступление в Палате общин, в котором он заявил, что позиция России по Британскому совету 'недостойна великой державы', заставила Москву, что называется, резко выдохнуть.
- Такая речь - это речь какого-нибудь министра обороны или генерала, а никак не министра иностранных дел, - сказал тот же самый дипломат, отказавшийся публиковать свое имя.
В российской прессе Милибэнда уже записали в русофобы. Кремлевский политтехнолог Глеб Павловский даже предположил, что это у Милибэнда от бабушки, иммигрировавшей в Великобританию еврейки польского происхождения. По словам Павловского, бабушка Милибэнда (ныне покойная) в 20-е годы прошлого века уничтожала 'белых русских' под командованием Льва Троцкого. В Великобритании это измышление было с негодованием отвергнуто, но в России прекрасно прижилось - в том числе и потому, что в Милибэнде многие усматривают еврейские корни.
Дело в том, что в России антисемитизм остается мощной силой, поскольку многих русских злит, что большинство олигархов, разграбивших богатства страны после распада Советского Союза - евреи. Кроме того, в своей лаконичной манере глава российского МИДа обвинил Великобританию в том, что она дает волю остаточным колониальным инстинктам - в прошлом эту тему с удовольствием педалировали все советские пропагандисты.
- Мы, конечно, понимаем, что историческая память, возможно, связанная с ностальгией по колониальным временам, довлеет. Но это не тот язык, на котором с Россией можно разговаривать, - сказал Лавров.
Москва требует уважения к себе - тем более что цены на нефть застыли у отметки около сотни долларов за баррель, а Кремль активно продвигает в массы представление о России как о поднимающейся на ноги сверхдержаве. Великобританию же в государственных СМИ здесь зачастую представляют вассалом США, и все больше людей начинает воспринимать ее как члена проигрывающего лагеря.
Хотя Великобритания остается одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику (например, немалая часть доходов ВР приходит именно из России), она никогда не останавливалась перед критикой действий России, составляющих, по ее мнению, откат от демократии.
С особенным пренебрежением в российских официальных кругах воспринимают фигуру нынешнего посла Великобритании сэра Энтони Брентона (Sir Anthony Brenton). Одна из главных причин этому - его скандальное решение участвовать в конференции оппозиции, организованной противниками президента России Владимира Путина. Он был единственным иностранным послом, кто туда пришел, и его присутствие на таком мероприятии разозлило Кремль - в том числе и потому, что среди выступавших был Эдуард Лимонов, которого власти считают опасным экстремистом.
Кремль открыто выразил свое недовольство поведением посла. Его повсюду преследовали прокремлевские молодежные группировки, которые также пикетировали посольство. А по мере ухудшения отношений Брентону все чаще приходилось посещать устрашающего вида сталинское здание, в котором размещается Министерство иностранных дел.
Несмотря на то, что в прошлом российские СМИ, жестко контролируемые властью, не упускали случая во всех красках расписать какое-нибудь очередное столкновение с Великобританией, о скандале вокруг Британского совета, как ни странно, в России пишут очень мало. Хотя в Соединенном Королевстве эта новость сразу же вышла на первые страницы газет, многие российские издания ее вообще не заметили либо описали очень коротко. Тележурналисты также загнали ее в конец выпусков.
Российские правозащитники заняли сторону Великобритании, заявляя, что решение о закрытии отделений Совета пахнет советскими кампаниями 'против иностранного влияния'.
- Мы надеемся, что к нам присоединятся все, кто возмущен сложившейся ситуацией и хочет выразить свой протест против мер 'по борьбе с иностранным влиянием', которые по сути своей являются сталинскими, - заявил прессе видный активист Юрий Самодуров.
Однако в России слышится и множество скептических мнений. Бывший агент КГБ Юрий Дроздов заявил российским СМИ, что у Британского совета были тесные связи с МИ-6.
- Конечно, связь есть, - сказал он. - Деятельность Британского совета напрямую связана с деятельностью разведывательных структур Великобритании и США. Если проанализировать состав руководства этой конторы, то мы увидим, что ряд людей, в нем состоящих, проходили специальное обучение в этих структурах.
Когда Великобритания все-таки вынуждена была закрыть два отделения Британского совета, это было преподнесено как победа здравого смысла.
- Британская сторона сделала, наконец, то, что должна была сделать давно, - сказал по этому поводу официальный представитель российского МИДа Михаил Камынин.
Как утверждают дипломатические источники, чтобы добиться восстановления деятельности Британского совета, Великобритании необходимо восстановить отношения с ФСБ и прекратить требовать выдачи главного подозреваемого по делу Литвиненко Андрея Лугового. Однако, учитывая последние заявления и неудовольствие сторон действиями друг друга, ни того, ни другого в ближайшей перспективе ждать не приходится. А пока что Кремль оценивает урон, нанесенный словесным залпом Милибэнда. Если он решит нанести ответный удар, то под него может попасть и последний оставшийся офис Британского совета в Москве, который, как уже заявляли в Москве и опровергали в Лондоне, также работает незаконно.
Это, в свою очередь, может вызвать в Великобритании цепную реакцию. По словам аналитиков, 'ядерный вариант' - это отзыв послов и снижение уровня дипломатических отношений. До этого пока не дошло, однако сам тот факт, что подобный сценарий хотя бы обсуждается, недвусмысленно показывает, насколько враждебными стали российско-британские отношения.
___________________________________________
По залам Кремля до сих пор бродит бандитская ментальность КГБ ("The Boston Globe", США)
Нельзя отступать перед шпионократией Кремля ("The Times", Великобритания)