Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Каждому британцу

Великобритания обязана выиграть эту войну. Нужно ли выигрывать ее за счет Индии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ах, да чего же хороший из Британии вышел завоеватель! Он уверенно сидит в седле. Я не преувеличиваю, говоря, что любое его пожелание тотчас же исполняется в Индии. Таким образом, Британия, можно сказать, находится в состоянии постоянной войны с Индией, которую она удерживает по праву завоевателя и с помощью оккупационной армии. Так какую же выгоду получает Индия от вынужденного участия в этой чужой, британской войне?

В этом году в Индии отмечается печальная годовщина гибели Махатмы Ганди. 60 лет назад, 30 января 1948 года ультра-националист и активист партии "Всеиндийская ассамблея индуистов" Натхурам Годсе совершил покушение на лидера Индии всего через полгода после провозглашения независимости страны. Это событие имело огромный резонанс по всему миру и заложило традиции политического экстремизма в Южной Азии, которые не удалось преодолеть до сих пор. ИноСМИ предлагает вашему вниманию перевод одной из статей Махатмы Ганди, опубликованной 17 мая 1942 года в издававшемся им еженедельнике Harijan

______________________________________________________

Статья от 17 мая 1942 года

Когда я только начинал свою публичную деятельность в Южной Африке, я написал 'Открытое письмо всем британцам в Южной Африке'. Оно возымело действие. Сейчас в этот поворотный момент для всей мировой истории я чувствую необходимость повторить свою попытку. В этот раз мой призыв будет касаться каждого британца по всему миру. Даже если его мнение не имеет никакого влияния на политику его страны. В империи ненасилия значение имеет каждый мыслящий индивид и каждый голос. Vox populi vox dei - это не просто афоризм из учебника. Это выражение колоссального опыта человечества. Но у него есть одно важное свойство. Оно справедливо только если речь идет о ненасилии. Насилие способно на короткое время полностью подавить голос народа. Но так как я действую исключительно в зоне ненасилия, то для меня значение имеет каждая высказанная и даже невысказанная верная мысль.

Я прошу каждого британца услышать мой призыв к британской нации немедленно отказаться от всех колониальных владений в Азии и Африке, а, по меньшей мере, хотя бы в Индии. Этот шаг нужно совершить во имя безопасности всего мира и для победы над нацизмом и фашизмом. Под этим я понимаю и ту разновидность изма, которая распространилась в Японии. Она вобрала в себя черты первых двух. Принятие моего призыва смешает все военные планы стран нацистского блока и даже военных советников Великобритании.

Если мой призыв останется не услышанным, то я уверен, что для Британии цена ее интересов в Индии и Африки покажется пустяком по сравнению со все возрастающей ценой нынешней войны. Если же на весы поставить также и моральные принципы, то и Британия, и Индия, и весь мир окажутся лишь в выигрыше.

Хотя я настаиваю на уходе англичан из всей Азии и Африки, позвольте мне на данный момент ограничиться Индией. Британские политики любят рассуждать об участии Индии в этой войне. Однако, когда война была объявлена, у Индии даже формально не спросили ее мнения. А зачем было это делать? Индия не принадлежит индийцам. Она принадлежит британцам, и официально именуется британским владением. Британцы фактически делают здесь что хотят. Разными способами они заставляют меня - противника любых войн - платить военный налог. Так я плачу две пайсы военного налога за каждое письмо, которое я посылаю, одну пайсу за каждую открытку, и две анна за каждую телеграмму (мелкие монеты в британской Индии: в 1 рупии - 100 пайса или 16 анна - прим. пер.). Это, пожалуй, самое незначительное проявление гнета. Однако оно демонстрирует изобретательность англичан.

Если бы я был экономистом, то мог бы привести пугающую статистику того, сколько Индия была вынуждена отдать на нужды войны, даже без учета того, что ошибочно называют 'добровольными пожертвованиями'. Ни одно пожертвование, сделанное завоевателю, не может быть названо добровольным. Ах, да чего же хороший из Британии вышел завоеватель! Он уверенно сидит в седле. Я не преувеличиваю, говоря, что любое его пожелание тотчас же исполняется в Индии. Таким образом, Британия, можно сказать, находится в состоянии постоянной войны с Индией, которую она удерживает по праву завоевателя и с помощью оккупационной армии. Так какую же выгоду получает Индия от вынужденного участия в этой чужой, британской войне? Храбрость индийских солдат не приносит ровно никакой выгоды для Индии.

Японская угроза еще не успела докатиться до Индии, а индийские поселения уже захвачены британскими войсками - как индийского происхождения, так и не индийского. Их обитателей бесцеремонно выгоняют на улицу и предоставляют им самим позаботиться о себе. Им платят мизерную компенсацию, которая ничего им не дает. Они больше не могут заниматься своим привычным ремеслом. Им нужно самим строить себе новое жилье и искать способы пропитания. Эти люди вовсе не освобождают свои дома из чувства патриотизма. Когда мне рассказали об этом инциденте несколько дней назад, на страницах этой газеты я попросил лишенных собственности людей со смирением принять свою долю. Но мои коллеги стали возражать и предложили мне самому лично отправиться утешать согнанных с мест людей или же послать кого-то, кто согласился бы взяться за это невыполнимое задание. Они были правы. Эти несчастные люди не заслужили такого обращения с ними. Нужно было предоставить им временное жилье в тот самый момент, когда их попросили покинуть свои дома.

Людей, живущих в Восточной Бенгалии (ныне государство Бангладеш - прим. пер.), можно назвать амфибиями. Они частично живут на земле, а частично - на воде, на реках. Они используют легкие каноэ, чтобы перемещаться из одного места в другое. Опасаясь, что японцы могут использовать каноэ, людей обязали сдать свои лодки. Для бенгальца расстаться со своим каноэ - все равно, что расстаться с жизнью. Поэтому тех, кто забрал у них лодки, они считают своими врагами.

Великобритания обязана выиграть эту войну. Нужно ли выигрывать ее за счет Индии? Должна ли она выиграть ее именно так?

Но я хочу добавить еще кое-что к этой грустной главе. Ложь целиком и полностью пронизывает индийскую жизнь. Почти каждый индиец недоволен положением дел. Но он никогда не признает этого публично. Государственные служащие высокого и низкого ранга не являются исключением. Я не рассказываю тут какие-то сомнительные слухи. Многие британские чиновники об этом знают. Однако они научились искусству вычислять таких служащих (take work of such elements). Это повсеместное недоверие и ложь делают жизнь невыносимой, заставляя всем сердцем противостоять им.

Вы можете мне не верить. Разумеется, мне будут возражать. Но эти возражения ничего не изменят.

Я высказал то, что сам считаю правдой, всей правдой, и ничем, кроме правды.

Мой народ может согласиться с моими мыслями вслух или нет. Я ни с кем не советовался. Я пишу это воззвание в день, когда я не могу говорить в силу принятого обета молчания. Меня чрезвычайно волнует, как поведет себя Британия. Когда в Америке было отменено рабство, многие рабы протестовали против этого, некоторые даже плакали. Но, несмотря на протесты и слезы, рабство было запрещено законом. Тем не менее, отмена рабства стала результатом кровопролитной войны между Югом и Севером. И даже сейчас, когда участь негров стала значительно лучше, чем прежде, они до сих пор являются изгоями общества. Я же прошу о чем-то намного большем. Я призываю к бескровному окончанию эры противоестественного господства и подчинения и началу новой эры. Даже если многие из нас будут рыдать и сопротивляться этому.

Harijan, May 17, 1942

___________________________________________________

Война окончена - что дальше? ("The New York Times", США)

Письма с Крымской войны ("The New York Times", США)

Как Англии лучше всего вести войну с Россией ("The New York Times", США)