В минувший понедельник (21 января) мы опубликовали первую часть интервью с директором программ 'Россия - Евразия' Германского совета внешней политики Александром Раром, главной темой которого была политика Москвы в отношении стран Балтии. Сегодня - вторая часть беседы. Тема - предстоящие 2 марта выборы президента России.
(Продолжение. Начало в номере от 21 января. 'А судьи кто?')
Медведева поддержат коммунисты
- Господин Рар, 2 марта в России состоятся выборы президента. Никто не сомневается в том, что победит на них преемник Владимира Путина Дмитрий Анатольевич Медведев. Почему, на ваш взгляд, Путин остановил свой выбор именно на этом кандидате, а не, например, на Викторе Зубкове или Сергее Иванове?
- Я согласен с тем, что выдвижение Медведева стало большим сюрпризом, ведь начиная с марта 2007 года наиболее вероятным наследником Путина считался первый вице-премьер правительства России и экс-глава минобороны Сергей Иванов. Правда, после того как Путин назначил премьером Виктора Зубкова, аналитики стали и его рассматривать как кандидата на президентское кресло. Это с одной стороны.
С другой - еще в 2005-2006 годах Медведев уже рассматривался в качестве того человека, которого Путин хотел бы видеть во главе России после того, как он сложит с себя президентские полномочия. Так что Медведев всегда был, по крайней мере, в тройке претендентов.
В последние два-три года в России проходило очень интересное и ранее нигде небывалое соперничество между кандидатами на президентское кресло: это была не просто избирательная кампания - каждый из претендентов отвечал за определенный участок работы и должен был показать себя грамотным, дееспособным, умелым и энергичным политиком. Завоевывать симпатии населения нужно было не только словами, но и делами.
Я не обладаю всей информацией, и мне трудно сказать, почему Медведев в этой гонке опередил Иванова, который, на мой взгляд, тоже действовал очень успешно, но факт остается фактом - своим преемником Путин решил сделать именно Дмитрия Медведева. Видимо, Путин решил дать людям почувствовать, что государство о них не забыло, и сделать акцент на социальных программах, которыми и занимался Дмитрий Анатольевич. Это крен в левую сторону, и можно предположить, что за кандидатуру Медведева, выступающего часто в социал-демократическом духе, может проголосовать большая часть электората коммунистов. К тому же Медведева хорошо принимает Запад...
...И либералы тоже с ним
- Вы полагаете, что, выдвинув Медведева, Путин дает сигнал Западу?
- Возможно. Несмотря на то, что Запад не является ресурсом для усиления власти в России, Москва все равно туда смотрит. Но, думаю, это не главное. Мне кажется, что Путин выдвинул кандидатуру Медведева, потому что понимал: таким образом он может добиться поддержки для него среди большой части прозападного электората либерально мыслящих людей в самой России.
- А зачем ему это? Либеральные идеи в России не пользуются большой популярностью...
- Либеральная идея в России очень ослаблена, может быть даже уместно сказать, что она умерла, но все равно еще очень большое количество людей в РФ начиная с 90-х годов прошлого века являются приверженцами европейского пути развития России. Возможно, специфического, но все-таки именно европейского, а не, например, азиатского, и выступают против конфронтации с Западом. Для них выдвижение Дмитрия Медведева - человека, не имеющего отношения к ФСБ и силовым структурам, - позитивный сигнал. Кроме того, с приходом Медведева в Кремль произойдет очередное значительное омоложение российской политической элиты.
Вспомним: после ухода Бориса Ельцина с президентского поста его место занял Владимир Путин, который был почти на двадцать лет моложе первого президента РФ, и вот теперь Путин уходит, а на его место приходит человек, который младше его почти на пятнадцать лет... А вместе с Медведевым к власти придет поколение сорокалетних политиков, для которых коммунизм является чем-то очень абстрактным. И эти люди получат небывалый шанс на том фундаменте, который был возведен при Путине, укреплять и развивать демократические институты, а не просто держатся за власть, как это происходило в 90-е годы.
Три варианта
- В России власть обычно концентрируется в руках одного человека - царя, генсека, президента. Изменится ли ситуация с приходом Медведева, готов ли он 'поделиться' властью с тем же Владимиром Путиным, который, как известно, собирается возглавить правительство...
- Думаю, что возможны три варианта развития ситуации.
Первый: нельзя исключить, что выдвижение Медведева - это политическая игра. Если это так, то Медведев станет чисто техническим президентом и уйдет в тот момент - допустим через полгода, когда Путин захочет вернуться на должность. В этом случае не придется менять Конституцию, и, кроме того, институт президентства в России не будет ослаблен.
Второй вариант, на мой взгляд, более вероятен. Путин и Медведев попытаются создать тандем. При этом все лазейки в законодательстве и Конституции будут использованы для того, чтобы большую часть полномочий президента переложить на премьера и правительство. При этом президент по Конституции будет оставаться главнокомандующим армии и отцом нации, но роль премьера значительно возрастет - и в сфере внешней политики, и энергетики, и контроля над силовыми структурами. Что из этого получится, сказать сложно. Коллективное руководство в России существовало и раньше - во времена Сталина, Хрущева, но продолжалось оно обычно недолго, после чего на первый план неизменно выходил один человек...
И, наконец, третий вариант, который, если знать историю России, тоже исключить нельзя: Медведев, став президентом, заберет всю власть себе, Путин некоторое время будет оставаться куратором той политики, которую он начал, но потом будет вынужден уйти, поскольку аппарат президента будет доминировать над аппаратом правительства.
Обо всех этих вариантах можно дискутировать, но думаю, что переход власти от Путина к Медведеву будет в России самым безболезненным за очень большой период российской истории.
_________________________________
А судьи кто? ("Час", Латвия)
Путин не диктатор ("Eurasisches Magazin", Германия)
Будущее 'системы Путина' ("Deutsche Bank Research", Германия)