Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
План Путина: СССР-2

Цели Путина куда амбициознее, чем встать во главе российско-белорусского союзного государства

План Путина: СССР-2 picture
План Путина: СССР-2 picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итак, вот она тройка - Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Плюс Беларусь с Россией. В случае, если эти страны в той или иной форме объединяются, мы получаем этакий СССР-2. Чем не место работы для Владимира Путина? Чем не дело жизни для национального лидера России?

В создании Таможенного союза произошел существенный прорыв, объявил на днях белорусский премьер Сергей Сидорский на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС. Его заместитель Андрей Кобяков конкретизировал: Беларусь, Россия и Казахстан должны создать полноценный Таможенный союз в 2010 году. На эту новость можно было бы и не обратить внимания (мало ли всяких союзов да образований создано на постсоветском пространстве), если бы не одно 'но'. Именно это образование является наиболее жизнеспособным (скажем, в сравнении с тем же СНГ или ГУАМ). И именно это образование, при определенном раскладе, может стать основой для грандиозного проекта под кодовым названием 'СССР-2'.

Итак, что же такое ЕврАзЭС? Международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ, входящих в нее стран-основателей (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 г. в Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана. В январе 2006 г. на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Остановимся на некоторых государствах, входящих в организацию, подробно. Итак, Киргизия, которая со временем несколько отошла в тень. Отошла, в первую очередь, из-за кризиса власти, проявившегося в этой стране в 2005 году. Случилась так называемая 'тюльпановая революция', и это государство стало лихорадить. За событиями, развивающимися вокруг политического тандема президент Бакиев - премьер-министр Кулов (да и кто особо в Беларуси следил за этими событиями) как-то потерялась любопытная информация: в июне 2007-го в стране было заявлено о подготовке референдума о создании союзного государства с Россией. Кстати, согласно результатам некоторых соцопросов, 77 % граждан Киргизии выступают за создание такого государства.

Существует и другой вариант - Союз Киргизии и Казахстана, которому там пророчат гораздо большие перспективы, чем Союзу Беларуси и России. Уже создан Межгосударственный совет двух стран, Совет министров иностранных дел Казахстана и Киргизии, подписан ряд важных двусторонних документов. Забавно, что Россия совершенно спокойна по этому поводу. А какой шум бы там поднялся, решись вдруг Беларусь вместо России интегрироваться, скажем, с Украиной! Однако присоединится Киргизия к России или к Казахстану большого значения не имеет. Ниже мы попробуем объяснить, почему.

Далее - Узбекистан. В декабре прошлого года здесь прошли президентские выборы. Президентом страны вновь стал Ислам Каримов, занимающий этот пост с декабря 1991 года. Каримов сохранил власть, что было крайне важно для Москвы (для интереса, посмотрите, сколько внимания уделили российские СМИ выборам в этой стране). А ведь не так давно он был прямым политическим оппонентом Москвы. В частности, Узбекистан официально поддерживал бомбардировки Югославии, а также в свое время сурово осуждал соседей за 'присутствие на их территориях иностранных войск' (конкретно имелась в виду 201-я российская дивизия в Таджикистане). Довольно резко отреагировал Каримов и на открытие российского военного аэродрома в Канте (Киргизия).

Резкое сближение руководства России и Узбекистана произошло после громких андижанских событий в мае 2005 года. Тогда, после захвата местной тюрьмы, освобождения заключенных, штурма здания областной администрации узбекская армия провела силовую акцию против митинга, на котором высказывались в основном требования экономического характера, пожелания "справедливого правительства" и диалога с президентом Каримовым.Отношения Каримова с Западом были испорчены. Евросоюз и Конгресс США ввели санкции против Узбекистана, а Штаты обвинили узбекские власти в 'неразборчивом применении силы'. А 14 ноября состоялось подписание Договора о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Каримову некуда было деться, и он пошел на резкую интеграцию с РФ, которая с тех пор с каждым годом набирает обороты.

Что касается Казахстана, то Нурсултан Назарбаев, бессменный президент этой страны, всегда был сторонником интеграции на пространстве бывшего СССР. В 1991 году он являлся активным апологетом идеи сильного Содружества независимых государств (СНГ). В 1994-м, после того как стала очевидной слабость СНГ, Назарбаев предложил создать вместо него Евразийский союз. Как писали в те времена газеты Казахстана, этот союз должен был управляться Советом президентов, иметь выборный наднациональный законодательный орган, единую валюту, общую экономическую и внешнюю политику. Однако эта идея не нашла отклика у соседей. Тогда не нашла.

Итак, вот она тройка - Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Плюс Беларусь с Россией. В случае, если эти страны в той или иной форме объединяются, мы получаем этакий СССР-2. Чем не место работы для Владимира Путина? Чем не дело жизни для национального лидера России? Уж не эту ли идею лоббировал Владимир Владимирович, неожиданно приехав в Минск в декабре 2007 года с предновогодними подарками?

Кстати, это объединение только на первый взгляд выглядит фантастическим. Чем больше обдумываешь перспективы и предпосылки, тем вероятнее кажется реализация такого проекта. Во всяком случае, амбиции лидеров вряд ли станут помехой этому союзу. Каримов и Назарбаев уже в возрасте. Бакиев - не игрок, раз его страна готова присоединиться к кому угодно. Остается Лукашенко. Здесь амбиций много. И именно уговаривать его приезжал Путин. Судя по цене на газ, по стабкредиту и другим преференциям - уговорил. На что? Это выяснится несколько позже.

Для Путина (а в некоторой степени и для остальных лидеров) - это проект, который позволит им войти в историю. Новое образование сможет говорить с Западом несколько иным тоном, чем входящие в него страны по отдельности. Ведь все они вместе - это газ, нефть, уран. И многое другое. Кстати, мысль о масштабных перспективах ЕврАзЭС приходит в голову не нам первым. Еще в 2006 году Аймери де Монтескью, сенатор парламента Франции, опубликовал в газете 'Les Echos' свою статью 'Ось Россия-Казахстан - зарождение сверхдержавы', где, оценивая совместный потенциал членов ЕврАзЭС, в частности отметил, что это - 'дипломатическое и энергетическое партнерство, которое может с кем угодно вести диалог на равных'.

Так что, возможно, и не обманывали ни белорусская, ни российская администрации свою общественность, утверждая, что Конституционный акт на декабрьской встрече Лукашенко и Путина не обсуждался. По сравнению с проектом 'СССР-2' этот союз - мелочь, на которую не стоит и размениваться. В прошлом году, комментируя размещение американской системы ПРО в Чехии и Польше, Владимир Путин заявил, что Запад получит 'адекватный ответ'. Скорее всего, им станет именно 'СССР-2'.

________________________

Каким был СССР ("Салiдарнасць", Белоруссия)

Зачем плакать на похоронах СССР? ("The International Herald Tribune", США)

Назад в СССР ("Newsweek", США)