Сразу два высоких российских должностных лица - министр экономики (он же - вице-премьер) Алексей Кудрин и глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс - озадачили наблюдателей критическими замечаниями в отношении агрессивного внешнеполитического курса Кремля. Что бы это значило? Раскол в окружении президента Владимира Путина или подготовка почвы, чтобы его преемник Дмитрий Медведев мог безболезненно повернуть штурвал от конфронтации с Западом к компромиссу? Об этом гадают эксперты.
Сколько стоит конфликтная политика?
Такого в самых верхах российской политики не наблюдалось со времен скандального советника Владимира Путина - Андрея Илларионова. Выступая на конференции в Москве, главной темой которой стала привлекательность России для инвестиций на фоне тенденций спада мировой экономики, Анатолий Чубайс заговорил так, как давно себе не позволял (во всяком случае публично). "Нам надо задаться вопросом, сколько стоит России ее конфликтная внешняя политика? И готовы ли мы платить столь высокую цену в условиях ухудшения мировой конъюнктуры?" - обратился он к аудитории. "Мы можем позволить себе и дальше бороться с Британским советом и требовать закрытия его отделения в Санкт-Петербурге, - продолжил Чубайс, касаясь вопроса о конфликте с британской культурной организацией. - Но так мы помириться не сможем".
Выступление Алексея Кудрина было сдержаннее, но и он заострил свое внимание на внешней политике Кремля: "Зависимость от глобальных экономических связей, от экспорта ощущается столь сильно, что у нас в ближайшее время должны быть уточнены внешнеполитические ориентиры, которые обеспечат стабильные инвестиции".
Бунт на корабле или операция прикрытия?
Западные аналитики не оставили эти высказывания без внимания. Российские официальные лица крайне редко выражают недовольство политическим курсом публично, отмечает влиятельная The Financial Times. Ее вывод: "Судя по всему, эти заявления отражают усиливающийся раскол в правительстве - он наметился в тот момент, когда конкурирующие фракции борются за позиции в преддверии президентских выборов, намеченных на март".
С мнением коллег солидарна и британская The Independent. Свою публикацию она так и назвала: "Министр предал огласке факт раскола в правительстве Путина". Сейчас Запад и Россия расходятся по таким вопросам, как Косово, размещение элементов противоракетной системы США в Европе и судьба Британского совета в РФ. Тем не менее осуждать существующий курс в стране не принято, и публичная критика - исключительное явление. Единственное возможное объяснение случившегося - борьба за власть и контроль над финансовыми ресурсами после ухода Путина, полагает газета.
А вот немецкая Die Presse задается целой серией вопросов: "Можно ли это считать первыми предвестниками смены курса в российской внешней политике? А может быть, обоих в атаку отправил сам Медведев, желающий узнать реакцию "ястребов"? Или же вся эта история - не что иное, как очередная политико-пропагандистская инсценировка, направленная на то, чтобы пробудить на Западе надежды на нового шефа Кремля?"