Когда Президент Украины Виктор Ющенко отпустил премьер-министра Юлию Тимошенко в Брюссель, но перед этим практически запретил поездку в Москву, многие задумались: неужели для Виктора Андреевича успехи Юлии Владимировны в России важнее успехов в ЕС и НАТО? Ответ же на этот вопрос прост как правда: для Ющенко это уже не важно - он проигрывает Тимошенко и там, и там. Потому что человек-практик, который что-либо делает, всегда выглядит выигрышнее, чем рефлексирующий по любому поводу плановик-бездельник. На Украине и сложилась такая ситуация: Тимошенко делает, а Ющенко хочет или помешать ей, или примазаться к сделанному ею.
Понятно, что все проделки Тимошенко не имеют ничего общего с успешным развитием страны и направлены лишь на обеспечение ее позитивного имиджа в глазах будущего электората да на компенсацию вложений спонсоров в ее предвыборную кампанию 30 сентября прошлого года. Но она хотя бы деньги по 200 баксов людям вернула, и огромное количество бабушек и дедушек будут ей хоть за это благодарны. А вот сторонники Ющенко пытаются что-то сделать с руководством "Ощадбанка", лишь бы затормозить и дискредитировать процесс выдачи компенсаций.
Слабым утешением ющенковцам и их "гаранту" может быть только то, что Тимошенко по многим показателям обыгрывает и всех остальных участников отечественных политигрищ. Хотите пример? Пожалуйста: на вступление Украины в ВТО работали пара президентов и несколько правительств страны, но честь приписать эту заслугу себе получит Тимошенко. Именно ей президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу 28 января сообщил, что 5 февраля сего года на заседании Генсовета ВТО в Женеве будет подписано соглашение, которое, скорее всего, и оформит вступление.
Но все же: почему Ющенко пустил Тимошенко в Брюссель, а не в Москву? Ответ простой: он боится, что она его "вставит" на российском направлении, а это, похоже, чревато материальными потерями для президентского окружения. Ведь что решается в Москве? Выживет или не выживет украинская экономика, зависимая от российских энергоносителей, в частности от природного газа. А если выживет, то как будет жить, ибо жизнь эта напрямую зависит от цены на газ. Это первый, так сказать, глобальный аспект проблемы.
А есть второй - глубоко личный для каждого, кто пытается как-то прилепиться к делу обеспечения родной страны этим самым газом. Ведь главная особенность украинской ситуации - в том, что, имея такое выгодное транзитное положение на пути российского газа в Европу, страна не получает от него того, что могла бы получать. Потому что изначально "труба" (нефтегазовая инфраструктура), оставаясь в общегосударственной собственности, служила не стране, а тем, кто дорывался к ее рулю и на свой карман окучивал вопросы снабжения энергоносителями всех, кто в них нуждался. То есть ловкачам, насоздававшим фирмы и фирмочки, которые выступили и выступают посредниками в поставках на Украину топлива.
Были среди них и такие монстры, как корпорация "Единые энергетические системы Украины" ("ЕЭСУ"), и монстрики поменьше, но международного "окраса" (типа нынешней "РосУкрЭнерго"). И все они питали бабками не только госбюджет, но и власть предержащих персонально. Одни - экс-премьера Павла Лазаренко и его тогдашнюю верную помощницу - нынешнего премьера Юлию Тимошенко. Другие - нынешнее окружение президента Виктора Ющенко, который, похоже, потому и слышать пока не хочет о том, чтобы наводить порядок в поставках газа, предопределенных договоренностями январской ночи 2005 года. Тогда "газовая война", напугавшая всю Европу возможными перебоями в поставках, закончилась полномасштабным заходом "РосУкрЭнерго" (в качестве главного посредника) в украинские схемы снабжения.
Вот Тимошенко, водрузившись в кресло премьера, первым делом заявила, что она прогонит всех посредников, которые обсели схемы газовых поставок в Украину. У Ющенко это вызвало шок, и он заявил, что никто ничего менять и никого прогонять не будет. И чтобы Тимошенко не смогла сменить свой гнев на милость в Москве, заявив, что она - не против "РосУкрЭнерго", Ющенко и не пустил ее в Белокаменную впереди себя. Он сам хочет поехать туда первым и: а) уверить всех, что газовые схемы останутся незыблемыми; б) возможно, добиться отсрочки повышения цен на газ до уровня рыночных; в) и таким образом выступить "спасителем страны".
Вот потому Тимошенко и поехала в Брюссель "окучивать" евроинтеграцию. Но и там она не забыла про газ. И предложила ЕС создать новый газопровод "Белый поток", который должен снабжать газом Европу и объединить Туркменистан и ЕС, проходя через Азербайджан в грузинский порт Супса, затем по дну Черного моря через Крым по направлению к странам ЕС. "Сегодня существует проект, который поддерживается ЕС, - "Набукко". Но мы бы хотели предложить рассмотреть проект "Белый поток", который бы проходил по территории Украины и также выполнял функцию диверсификации поставок газа в Европу. Этот проект может быть экономически эффективнее", - сказала Юлия Владимировна.
Идея, ясное дело, повиснет в воздухе, потому что для ЕС "Набукко" милее, чем "Поток", по множеству причин. И потому, что он дешевле, и потому, что должен обеспечить доставку среднеазиатского и каспийского газа в Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Для реализации проекта пять предприятий (австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz) создали консорциум под руководством OMV. Кроме спорной Грузии, все эти страны заинтересованы в ЕС (либо являются его членами, либо рвутся в них). А Украина все никак не может определиться как в своей транзитной политике, так и в отношениях с Россией, страной - добытчицей газа.
Но Тимошенко предложила "Поток" и вот почему. Во-первых, в Европе она хочет разыграть старую идею диверсификации энергоснабжения ЕС и избавления от зависимости от России. А также поспекулировать на новых страхах европейцев и американцев перед планами Кремля создать "газовую ОПЕК" - некую структуру, которая зависела бы от Москвы и контролировала как добычу, так и цены на весь газ России и постсоветской Средней Азии. "Газовую ОПЕК" стараются не замечать, но она вполне может стать реальностью, иначе бы Конгресс США в июле прошлого года не рекомендовал с нею бороться.
Во-вторых, в России, куда Тимошенко вроде бы все же прибудет 21 февраля после Ющенко, она сможет вновь добиваться собственного признания в газовых делах. Например, обещая никого не трогать на Украине и вместе с Россией модернизировать "трубу", а на внешней арене отказаться от идеи "Белого потока" и прочих подобных маниловских прожектов. Это и есть излюбленная украинская политика: и нашим, и вашим.
В принципе, хорошая политика. Если бы она проводилась не так бездарно, как нашими политиками. А все потому, что они спорят между собой внутри страны и переносят эти споры за ее пределы. Этим немедленно пользуются все, кому это нужно, ослабляя позиции всей страны. Вот и в данном случае, когда Ющенко и Тимошенко вошли в клинч, дивиденды получит Россия. Потому что она сама будет выбирать, с кем ей на Украине работать. В том числе, и по самой больной проблеме - снабжению Украины энергоносителями. Посол России Виктор Черномырдин и не скрывал этого, когда, отвечая на вопрос о том, могут ли газовые темы обсуждаться на заседании межгосударственной комиссии Ющенко-Путин 12 февраля 2008 года, откровенно заявил: "Президенты все могут обсуждать, в том числе и этот вопрос".
И может так случиться, что Ющенко "нагнут" 12 февраля, потом Тимошенко, если она уступит больше, чем президент, - 21 февраля, а в итоге пострадает вся страна. Украина она называется, если кто еще не понял.
_________________________________
Киев рассчитывает на важную роль в структуре энергетической безопасности ЕС ("The International Herald Tribune", США)
Время Киева пришло, говорит Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)