Бить или не бить
Эстонской внешней политике на этой неделе досталось и в хвост и в гриву, и от зарубежной прессы и от отечественных журналистов. После того как целый ряд известных западных изданий, от специализированного журнала Wired до американского информационного агентства Foxnews и знаменитой газеты The Guardian, выступили с предположением, что страшные весенние кибератаки, которым подверглась Эстония, были не чем иным, как раздутым до неприличия мыльным пузырем, а министр обороны США Роберт Гейт раскритиковал союзников по НАТО, эстонские журналисты из Postimees и Paevaleht задались вопросом, почему эстонское государство вообще и его ответственные за внешние сношения органы в частности никак не реагируют на критику и не проводят разъяснительной работы ни с соседями, ни с соотечественниками.
Масла в огонь подлили заявления премьер-министра Андруса Ансипа и министра иностранных дел Урмаса Паэта в связи со смертным приговором, вынесенным в Афганистане молодому журналисту, распространявшему тексты, которые, по мнению судей, порочили ислам. Оба министра заявили, что, несмотря на уважение к свободе слова и пиетет к работе журналиста, Эстония продолжит помогать Афганистану. Газета Postimees опубликовала эту новость с заголовком 'Эстонское правительство поддерживает тех, кто вынес смертный приговор журналисту', ясно говорящим о позиции издания.
После этого обычно терпеливый и незлобивый Урмас Паэт вынужден был вступить в дискуссию и опубликовал на страницах Postimees cвое мнение, которое начал словами, что сердце среднестатистического эстонского родителя, вероятно, разорвалось бы уже после пары секунд созерцания типичной для сегодняшнего Афганистана картины: как маленький ребенок бегает по снегу в резиновых шлепанцах на босу ногу. Обратив внимание на то, что Эстония помогает Афганистану, например, оборудовать единственную на всю провинцию Гильменд больницу, министр подчеркнул, что бедность и голод как нельзя лучше способствуют распространению терроризма. Надо сказать, что в данном случае министр знает, о чем говорит. Во время недавнего визита Паэта в Афганистан лишь несколько минут отделяло министра иностранных дел от взрыва в фойе гостиницы, жертвами которого стали семь человек, в том числе норвежский журналист. Уцелевший и задержанный террорист-смертник сказал, что в награду за успешный теракт ему пообещали... мопед.
Более широко смотреть на международные отношения призвал читателей и колумнист Postimees Михкель Мутть. В статье 'Слишком затюканная Сербия - неразумное решение' он обращает внимание на то, что, признавая самопровозглашенную независимость Косово, Запад еще раз накажет сербов за те грехи (этнические чистки), за которые они уже достаточно заплатили. По мнению Муття, более разумным - в том числе и с точки зрения создания международного прецедента - вариантом был бы все же раздел провинции, когда населенные сербами области отошли бы к Сербии.
Наше дело
Очень скупо отечественные средства массовой информации осветили второй этап судебного процесса по делу Димитрия Кленского, Дмитрия Линтера, Максима Ревы и Марка Сирыка. Postimees начал с того, что назвал четверку 'революционерами' и сослался на мнение защиты о том, что улики, собранные против подсудимых, не выдерживают критики, после чего без дальнейших комментариев привел выдержки из обвинения. Любопытно только то, что и обвинение, и журналист, вспоминая 'антигосударственные' листовки Кленского и его комментарии российским и местным русскоязычным средствам массовой информации, совершенно забыли о том, с каким упоением экспонировали Кленского сами эстонские СМИ. А также о том, что в год, предшествовавший 'бронзовой ночи' не одни подсудимые лезли на баррикады - любителей попозировать на броневике хватало везде, от правящей верхушки до маргинальных низов.
В неизвестности относительно своего будущего до окончания судебного процесса, впрочем, должны находиться не только подсудимые и самый молодой из них - 18-летний комиссар 'Наших' Марк Сирык. Туманно будущее всей организации 'Наши', считают западные издания. Они отмечают, что главный кандидат на пост президента России Дмитрий Медведев не в восторге от 'нашистов', да и Путин в последнее время охладел к своей молодой гвардии. The Times, Handelsblatt и Frankfurter Allgemeine Zeitung хором заявляют, что российская власть больше не нуждается в 'Наших'. Что ж, такова судьба хунвейбинов в любую эпоху и в любом государстве.
Cуперсаар и все-все-все
Самой живо обсуждаемой темой во внутренней жизни Эстонии на этой неделе оказалось выдвижение нового канцлера юстиции, а также могучая воля мэра Таллинна Эдгара Сависаара, легким движением руки повернувшего паром, курсирующий между Сааремаа и материком.
SL Ohtuleht, поместив на первую страницу изображение Сависаара в образе супермена, рассказала о том, как мэр столицы, приезжавший на остров на похороны, опоздал на паром, после чего капитану парома позвонили, и он был вынужден вернуть судно в гавань. Несмотря на то, что сам капитан не называет звонившего и утверждает, что в некоторых случаях он готов пойти навстречу любому пассажиру, вне зависимости от его имени и занимаемого поста, оппозиция Таллиннского горсобрания раскритиковала мэра за 'боярские замашки'.
Правда та рука, что так легко двигает паромы, похоже, не справилась с продвижением угодной центристам и реформистам фигуры на пост канцлера юстиции. После того как две крупнейшие парламентские партии оказали отчаянное сопротивление прежнему канцлеру Алару Йыксу, а более мелкие как оппозиционные, так и коалиционные силы не менее яростно воспротивились попыткам 'белочек' и 'носорогов' заменить Йыкса кем-нибудь попокладистее, на горизонте возникла, наконец, компромиссная кандидатура. Postimees пишет, что присяжный адвокат Индрек Тедер, которого президент Ильвес выдвинул на пост канцлера, весь сиял, выдержав экзамен, который ему устроила реформистская фракция Рийгикогу. Заслушав ответы Тедера, реформисты решили, что все-таки поддержат кандидата, за которого к тому времени уже с энтузиазмом отдали свои голоса 'Союз Отечества и Республики', а также 'зеленые' и Народный союз. Вскоре к ним присоединились и социал-демократы. Реформисты вынуждены были смириться с кандидатурой Тедера, несмотря на то, что он является убежденным сторонником запрета для членов Рийгикогу входить в советы коммерческих объединений - деятельность, в которой особенно преуспели центристы и реформисты. Полномочия нынешнего канцлера Алара Йыкса истекают 7 марта.
__________________________________
Несправедливые обвинения в сторону России ("The Washington Post", США)
Эстония: рука Москвы ("L'Express", Франция)
Райво Ветик: есть ли основания бояться повторения Бронзовой ночи? ("Eesti Paevaleht", Эстония)