Большой интерес всего мира прикован к нынешнему президенту Российской Федерации Владимиру Путину и его выдвиженцу на очередных выборах, вице-премьеру правительства России Дмитрию Медведеву. С вопросами по поводу того, что объединяет и что отличает этих российских политиков друг от друга, Day.Az обратился к азербайджанским политологам.
Вафа Гулузаде, политолог, бывший государственный советник:
- Во-первых, я хотел бы сказать, что Медведев является частью плана Путина, который состоит в следующем: де-юре уйти из власти, но де-факто остаться главой российского государства. То есть Медведев является участником этого плана, который очень успешно осуществлен.
Одним из атрибутов успеха является то, что Путин опирается при осуществлении этого плана на довольно-таки мощные силы - это группа Абрамовича, группа Чубайса, другие группировки в спецслужбах, спецструктурах. Плюс ко всему, чувствуется, что Медведев очень надежный, очень приличный человек, не страдающий жаждой власти, готовый выполнить любую установку, которую перед ним поставит Владимир Владимирович.
Поэтому план Путина удался - Медведев будет избран президентом. Ну, вы сами знаете, как проходят выборы на всей территории бывшего СССР. Я тут никого не выделяю - все одним миром мазаны.
Чего добился Путин? Президент - его назначенец, Государственная дума полностью находится под его контролем, Владимир Владимирович создал правящую партию, подчиненную себе, и, одновременно, планируя занять в ближайшем будущем пост премьер-министра, он берет под свой контроль все российские министерства, включая и силовые структуры. То есть он официально провозглашен национальным лидером России. Учитывая то, что Медведев поклялся в верности курсу Путина, то Владимир Владимирович, таким образом, остается главой российского государства, а Медведев - лишь его назначенцем и порученцем.
То есть Путин смог обойти российскую Конституцию, не нарушив ее, и остаться у власти. Плюс, Владимир Владимирович смог заручиться полной поддержкой США и Запада, которые приняли этот план. Они засветились тем, что полностью поддерживают этот план Путина из-за того, что американский журнал 'Time' объявил его человеком года. Зная западные СМИ, зная Соединенные Штаты Америки, нетрудно сказать, что если им было бы не по душе дальнейшее продолжение Путиным руководства Россией, то они дали бы команду, и западные СМИ разнесли бы в пух и прах и этот путинский план, и все остальное.
Теперь перейдем к самому Путину. Я считаю, что он устраивает всех. Первое, потому что Путин умен, второе, потому что благодаря ему все эти годы, как в России, так и вокруг нее, несмотря ни на какие возникшие сложные коллизии, стабильность не нарушалась, интенсивное сотрудничество с Западом во всех отраслях продолжалось. Поэтому Путин очень достойно ведет свой курс, который поддерживает Запад.
Антиамериканизм Путина в какой-то период - это была пиаровая игра, рассчитанная именно на те силы в России, которые требовали, что Россия должна вести курс против Запада и против Америки. Поэтому словесно президент повел этот курс и выиграл от этого. Его друзья на Западе не пострадали, в РФ тоже выиграли, Путина обвинить не в чем. Хотя его недруги и пытались сделать это, обвиняя в том, что он является прозападным, они этого добиться не смогли. Владимир Владимирович представил себя российскому обществу в качестве абсолютно независимого государственного деятеля.
Поэтому я считаю, что Путин очень умен, находится на своем месте, и что продолжение путинского курса будет на благо миру и на Востоке, и на Западе, и на благо развития и расцвета самой России.
Зардушт Ализаде, политолог, журналист:
- В принципе, между способами прихода к власти Путина и Медведева нет абсолютно никакой разницы. В России во власти находится государственная бюрократия, которая контролирует все ресурсы государства. И когда Ельцин назначил Путина премьер-министром и дал ему возможность проявить себя, а затем дал ему досрочные президентские полномочия, последний, использовав государственные ресурсы для политической победы на выборах, одержал на них победу.
Точно также происходит и сегодня. Путин назначил Медведева координатором по национальным социальным программам, которые весьма выигрышны и близки к народу. Государственное телевидение сделало ему пиар, сейчас он один из первых вице-премьеров и официально провозглашенный кандидат в президенты. Правда, уже нет необходимости одерживать военные победы, потому что в победе Путина сыграла очень большую роль чеченская война, так как оппозиция тогда, особенно, коммунисты, были слишком сильны. Сейчас оппозиция в результате использования государственных ресурсов, государственных методов принуждения и монополии, абсолютно обессилена. И поэтому сейчас необходимости в какой-то военной победе, военных подвигах, для того, чтобы Медведев одержал победу, нет.
Его победа не вызывает никаких сомнений. С этой точки зрения я не думаю, что он чем-то отличается от Путина в способах прихода к власти. Это выбор первого лица, возглавляющего правящую бюрократию.
Теперь, что касается того, является ли Медведев более жестким, чем его предшественник. Я так не думаю. Обычно в авторитарных странах власть осуществляется очень жесткими методами. Путин очень жестко, невзирая на закон, расправился с Березовским, Гусинским, Ходорковским, НТВ, с политическими оппонентами, непослушными губернаторами и мэрами, и создал вертикаль власти, которая держит под контролем все ресурсы и все пространство государства. То же самое будет делать и Медведев, то же самое, кстати, происходит и в Азербайджане, и в Йемене, и в Египте.
Ариф Юнусов, политолог, руководитель Департамента конфликтологии Института мира и демократии:
- В России, можно сказать, уже сформировался институт преемничества. Первым это запустил Ельцин, когда вместо себя представил, распиарил, назначил на пост премьер-министра того же Путина. И тогда, кстати, к Путину относились намного хуже, чем сейчас к его преемнику Медведеву. Я хорошо помню, что когда Ельцин сделал назначение Владимира Владимировича, никто всерьез это не воспринимал. Сегодня же, когда преемником действующего президента России назначается Медведев, это уже воспринимается как свершившийся факт. То есть никому даже в голову не приходит мысль, что что-то может помешать приходу Медведева к власти. Это говорит о том, что в России действительно не только существует, но уже четко сформировался институт преемничества. Только в отличие от традиционных монархий, это все облачается в демократическую тогу.
Второе. Что из себя представляет Медведев, и чем он отличается от Путина? Пока об этом еще рановато говорить. Но есть одно преимущество. Мы уже успели присмотреться к Медведеву. Конечно же, преимуществом, которое дает хоть и слабую надежду, является то обстоятельство, что Медведев - не представитель спецслужб (я говорю как человек, который большую часть внимания уделяет правоохранительным органам). Ведь Путин все-таки - представитель спецслужб, у них свой менталитет. Медведев же, хоть и близок к Путину, он все-таки не является представителем спецслужб, то есть он более, внешне, казалось бы, предрасполагает к тому, что в России не будет установлена та тотально-авторитарная система, которую в последнее время мы замечаем.
Но с другой стороны, неизвестно, насколько Медведев будет независимым человеком, насколько Путин действительно уйдет в сторону. Вот этот момент меня лично сильно смущает. То есть мы не увидим ту ситуацию, которая была при назначении Путина, когда Ельцин действительно отошел в сторону, и его преемник быстро взял все бразды правления в свои руки, а ельцинские люди - его назначенцы - очень быстро потеряли свои посты.
Сегодня у меня нет такой уверенности, что Путин полностью, как в свое время Ельцин, отойдет в сторону. И нет у меня уверенности, что Медведев - действительно независимая фигура, которая сумеет построить свою систему управления Россией. Вот этот момент достаточно сложный, от которого и зависит, по какому пути пойдет Россия - по более или менее дозированному демократическому пути, я говорю, дозированному, потому что России пока что очень далеко, собственно говоря, как и Азербайджану, как и бывшим советским республикам, до настоящей демократии. Поэтому не зря они говорят о "суверенной демократии", то есть ограниченной, по сути дела, демократии.
Айдын Мирзазаде, депутат Милли Меджлиса, член делегации Азербайджана в ПАСЕ, политолог:
- Не думаю, что было бы верным сравнивать нынешнего Путина с нынешним Медведевым. Лучше будет, если провести параллели между нынешним Медведевым и ранним Путиным, периода 1999 года, потому что они начинали почти одинаково, одинаковыми были их стартовые моменты вхождения во власть. Оба, так скажем, непорочные, если сравнивать с Путиным периода 1999 года. Оба полны энергии и прекрасно понимают, что находятся перед ответственным периодом своей жизни, когда определенный этап истории их Родины будет называться их фамилиями.
Конечно, в обоих чувствуется какой-то романтизм, пока нет слаженной государственной практичности, но есть команда. Чувствуется, что они работают не в одиночку, а опираются на работу серьезной контролирующей ситуацию в стране и имеющей ясную программу команды. Я не боюсь сказать эти слова об этих людях. Это все хорошо, потому что стабильная сильная Россия нужна не только россиянам, она нужна всему миру. Кроме этого, сегодня миру нужна и демократическая Россия.
Путин не повторил путь Ельцина, который досрочно возложил обязанности президента на премьер-министра и совсем ушел, тем самым предопределив итоги выборов. Владимир Владимирович же представил своего преемника обществу, которого оно уже знало. И я думаю, что в них есть очень много общего, но у Медведева есть еще одно преимущество по сравнению с Путиным - первого можно назвать логичным продолжением второго, а Владимир Владимирович имел совершенно иной по сравнению с Ельциным характер.
Я думаю, что самой большой заслугой Ельцина перед российской историей было то, что он нашел и выдвинул Путина - современного патриота, который мог перестроить Россию, чего не удалось ни последним генеральным секретарям Компартии СССР, ни самому Ельцину. Поэтому-то Путин больше опирался на круг своих единомышленников, нежели на своего опытного предшественника Бориса Николаевича. А Медведеву есть на кого опираться, на кого походить, и в случае чего, есть кому его поправить. А если в дальнейшем будет существовать тандем Путин-Медведев, то это будет прекрасная и сильная команда, работающая для России.
Ну, может быть, Россия еще далека от европейских стандартов политической системы, но, если учитывать, что Европа никогда не испытывала ни царского единовластия, ни советского социализма, то пока еще рано требовать от России за столь короткое время стать похожей на, скажем, Великобританию с ее вековыми демократическими традициями, Францию, которая в течение одного века смогла построить пять республик, и так далее.
Есть четкая линия продолжения политического курса, который начал в 1999 году Путин, и видно, что Путин и Медведев по характеру, единомыслию, подходу к решению вопросов имеют очень много общего.
_____________________________
Как Медведев стал популярнее своего босса Путина ("Newsweek", США)
Следующий путинообразный ("The Weekly Standard", США)