Принцип маятника
- Господин Берзиньш, сейчас в политических кулуарах циркулирует слух о том, что Латвия изменила курс в отношении России: после непродолжительной оттепели снова наступило похолодание. Вы согласны с этим?
- Нет. Курс не меняется. Латвия как член ЕС и НАТО старается прагматично выстраивать свои отношения как с этими организациями, так и с Россией. Россия была, есть и будет нашим соседом, и отношения с нею, cлава Богу, утратили эмоциональный накал, который существовал последние 10 лет. Отношения стали более прагматичными, и мы уверенно движемся вперед, что идет на благо не только обеим нашим странам, но и Евросоюзу в целом.
- Складывается впечатление, что развитие отношений между Россией и Латвией происходит по принципу маятника: в одну сторону качнется - подписываем и ратифицируем договор о границе, принимаем министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в другую - высылаем российского дипломата, собираемся осудить Голодомор на Украине.
- Я бы не связывал эти вещи. Выдворение дипломата - в мировой практике не редкость, и Россия показала, что она не делает из этой истории трагедии. Да, украинский парламент обратился ко всем народам с просьбой поддержать осуждение того, что случилось на Украине в 30-е годы прошлого века. И это было ужасно! Но никакого упоминания России в контексте осуждения Голодомора нет.
Впрочем, говорить об особом потеплении в отношениях с Россией я бы пока не стал. В ближайшее время, думаю, мы решим вопрос и с социальным договором. Идет подготовка визита Валдиса Затлерса в Москву, в ходе которого нужно решить ряд важных вопросов. Своего часа ждут около 20 двусторонних договоров.
Парламентариям надо время
- Во вторник парламентская фракция ЗаПЧЕЛ отправила вам письмо с требованием объяснить, почему комиссия по иностранным делам затягивает рассмотрение двух законопроектов - 'О договоре между Латвийской Республикой и Российской Федерацией о сотрудничестве в сфере социального обеспечения' и 'О взаимном статусе захоронений'. Неужели действительно затягиваете?
- Писем приходит много. Наверное, ЗаПЧЕЛ кажется, что от того, на день раньше или на день позже будут ратифицированы эти договоры, многое изменится. Мы изучаем эти документы, и, думаю, в ближайшее время они пойдут на ратификацию в парламент. Очень важно, что эти документы поступили в Сейм одновременно. Поэтому мы чуть попридержали социальный договор, чтобы успеть подготовить второй - о воинских захоронениях. Договоры подписаны, и я не вижу больших препятствий для их ратификации в парламенте. Надо дать депутатам время ознакомиться с этими документами. Ведь не зря парламентариев упрекают в том, что они слишком быстро продвигают те или иные законы - даже не успев толком их прочитать.
- Вы же сами в бытность премьером пытались повлиять на Россию с целью скорейшего заключения социального договора...
- Это правильное решение было принято в 2002 году. Мы с тогдашним российским премьером Михаилом Касьяновым, помню, выпили полбутылки коньяка, катаясь на пароходике по Неве и обсуждая вопрос о двусторонних договорах: речь шла и о договоре о защите инвестиций и об устранении двойного налогообложения. Но, к сожалению, ситуация не изменилась: договоры остались пылиться на полках. Однако теперь есть надежда, что в ближайшем будущем все изменится.
- Эти договоры могут быть подписаны во время визита Валдиса Затлерса в Москву?
- Было бы хорошо. Это положительно бы повлияло на наше сотрудничество. Я встречался с президентом российского Союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным и главой 'Альфа-банка' Петром Авеном, и они говорили, что если мы хотим серьезных отношений и нормального сотрудничества, необходимо подписать два этих договора.
Позитивные сигналы от Медведева
- Новый посол России в Латвии Александр Вешняков сказал, что есть два варианта визита Валдиса Затлерса в Москву: 'быстрый' и 'прагматичный'. В первом случае Затлерс может встретиться с действующим президентом Владимиром Путиным, во втором - с новым главой государства, по всей вероятности, им станет Дмитрий Медведев. Какой лучше?
- Надо дождаться результатов президентских выборов в России. Если верить прогнозам, эту должность получит Дмитрий Медведев, а Владимир Путин станет премьер-министром. Тогда нашим политикам придется встречаться и с тем, и с другим. Эти два человека останутся в политике.
К таким встречам надо относиться прагматично. В течение почти 12 лет президенты Латвии и России не подписывали никаких договоров. Последний раз это было в середине 90-х годов прошлого века, когда Гунтис Улманис и Борис Ельцин подписывали договор о выводе из Латвии советских войск. Так что к новому визиту надо подготовиться тщательно.
- Если допустить, что следующим президентом России станет Дмитрий Медведев, как это отразится на латвийско-российских отношениях?
- Я не отслеживаю внимательно речи Дмитрия Медведева. Но мне кажется, что он придерживается либеральных взглядов и открытости экономики. Это позитивные сигналы. Я не слышал из его уст ничего такого, чтобы меня насторожило. Он человек другого поколения: он набрал свой жизненный опыт во времена перемен и не воспринимает глобализацию как врага, а старается использовать ее во благо.
Косово: история рассудит
- Латвия признала независимость Косово. К каким последствиями это может привести?
- Поживем - увидим. Но другого выхода, кроме предоставления независимости краю, не было. В будущем и Сербия, и Косово могут стать членами ЕС, и тогда многие болезненные вопросы отпадут.
- Но уже выстроилась очередь из желающих получить независимость: Южная Осетия, Абхазия. Да и Латгалия может заявить о желании отделиться от Латвии:
- Россия категорически против независимости Косово. Наверное, в этой стране есть немало территорий, которые могут заявить о своем желании стать самостоятельными. Но и российские политологи тоже высказывают мнение, что независимость Косово - необходимый шаг.
___________________________
"Зависли" на России ("Вести Сегодня", Латвия)