Строительство Кулевского нефтяного терминала началось весной 2000-го года, его осуществляли грузинская государственная компания 'Сакартвелос ркинигза' ('Железная дорога Грузии') и частная австрийская компания Argomar oil. В 2002-ом году строительство прервалось из-за финансовых проблем. Спустя два года, в 2004-ом году, терминалом заинтересовался бизнесмен Бадри Патаркацишвили.
В результате был создан международный консорциум, в котором, наряду с вышеназванной австрийской компанией и Патаркацишвили, объединились и другие грузинские и иностранные предприниматели. Они вложили в строительство терминала почти 150 миллионов долларов. В конце 2006-го года Бадри Патаркацишвили продал терминал Азербайджанской государственной нефтяной компании (SOCAR).
И вот строительство Кулевского нефтяного терминала завершено. В общей сложности азербайджанская сторона вложила в этот объект инвестиции в размере 350 миллионов. Однако в последнее время появилась информация, что ввод в строй терминала искусственно тормозит Министерство экономического развития Грузии. В связи с этим 'Georgian Times' обратилась за комментарием к генеральному директору SOCAR Energy Georgia Маиру Мамедову.
'Georgian Times': Расскажите, пожалуйста, вкратце о вашей деятельности в Грузии и о дальнейших планах...
- Мы работаем в Грузии уже больше года. Наша деятельность многогранна. Один из главных объектов - Кулевский терминал, строительство которого уже завершено. Сейчас ведутся работы технического или формального характера, будь то инспекции или требующие согласования процедуры для того, чтобы получить окончательное разрешение на ввод в эксплуатацию Кулевского нефтяного терминала и порта.
В Кулевский терминал уже инвестировано свыше трехсот миллионов. В наши планы входит улучшение инфраструктуры и расширение порта. У нас многообразные планы, о которых мы не раз рассказывали в прессе.
Могу сказать, что за прошлый год компания SOCAR Energy Georgia импортировала в Грузию через нашу дочернюю компании SOCAR Georgia Petroleum около 200 тысяч тонн нефтепродуктов. В бюджет страны было внесено почти 90 миллионов лари. Все это - показатели оптовых продаж. А с 2008-го года мы переходим в фазу розничной торговли.
С этой целью компания предприняла целый ряд мер. Приобрела перспективные территории для строительства бензозаправочных станций, а также приобрела или взяла в аренду уже действующие станции. Сейчас ведутся завершающие работы, чтобы в течение нескольких недель на территории Грузии появилась сеть бензозаправочных станций с маркой SOCAR.
На закупленной нами земле также планируется строительство нефтебазы. Думаем, этот объект будет самым масштабным и по-современному оснащенным, что даст нам возможность уже в ближайшем будущем получать нефтепродукты всех видов, создать необходимую инфраструктуру с транспортным узлом и железнодорожной линией.
Сейчас завершаются проектные работы на территории, где в дальнейшем разместится офис местного представительства SOCAR. Это здание бывшей Международной корпорации нефти и газа, которое нуждалось в некоторой реконструкции, оно расположено на улице '300 Арагвинцев'.
Мы обратились в соответствующее ведомство и получили разрешение снести часть здания, а другую - реконструировать. В конечном итоге здание приобретет современный вид и украсит общий облик города.
- В грузинских СМИ появилась информация, что у компании есть определенные проблемы с Министерством экономического развития Грузии. С какими проблемами связана задержка с вводом в строй Кулевского нефтяного терминала?
- Никаких проблем ни с одной официальной структурой Грузии, а тем более с Министерством экономического развития у нас нет. Идет обычный рабочий процесс, который предусматривает согласование и уточнение всех деталей с соответствующими ведомствами, что в конечном итоге должно обеспечить слаженную работу каждого составного звена Кулевского терминала. Железнодорожная часть терминала уже введена в эксплуатацию, этому предшествовали длительные проверки, инспекции, которые мы уже прошли.
- Согласно информации Министерства экономического развития, к вашей компании есть претензия, что она не соблюдает законодательство Грузии...
- Знаю, о чем вы говорите. Это связано с распространенной 'Эй- Би-Си' (ABC) информацией одного из азербайджанских информационных агентств. Они опубликовали мое интервью, записанное по телефону. Интервью слепили из отдельных, выпавших из контекста незаконченных фраз. И на основании этого интервью в Грузии тоже появилась как будто сенсационная, но в действительности ошибочная информация. А 31-го января 2008-го года это же агентство распространило разъяснение в связи с указанной неточностью.
С Министерством экономического развития Грузии у компании SOCAR деловые и конструктивные отношения. У нас были лишь небольшие разногласия по вопросам технического характера.
Что же касается основного вопроса, т.е. разрешения на ввод в строй Кулевского терминала, мы еще не обращались в министерство с окончательной официальной просьбой об этом. В ближайшие дни она будет подготовлена и представлена. Очень жаль, что никто не догадался перепроверить информацию у меня, в результате были сделаны поспешные выводы и распространена заведомо безосновательная информация.
- И все же, может, назовете конкретную дату, когда Кулевский нефтяной терминал войдет в эксплуатацию?
- Кулевский нефтяной терминал сейчас в таком состоянии, что его можно задействовать в любой момент. Он уже сегодня может принять танкеры вместимостью до 60 тысяч тонн. Также в полной готовности и железнодорожная часть, проведены всевозможные тестирования и проверки.
Работы на терминале ведет укомплектованная грузинскими и азербайджанскими специалистами группа, которой руководит менеджер, назначенный Государственной нефтяной компанией Азербайджана. Обращение в министерство экономики с просьбой об окончательном разрешении, а также все дальнейшие формальные процедуры зависят от окончания рабочего процесса в целом. В конечном итоге, все завершится в течение февраля.
________________________________________
Новая нефтяная держава ("Time", США)
Почему не находится нефть для одного из нефтепроводов Европы? ("The Washington Times", США)