Интервью Day.Az с российским политологом и журналистом, научным сотрудником Института религии и политики Зурабом Тодуа.
- Господин Тодуа, как Вы считаете, может ли 'прецедент Косово' быть использован для признания независимости Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии?
- Те страны, которые уже признали независимость Косово, проигнорировав международное право и мнение ООН, постоянно твердят о том, что этот прецедент не может быть использован другими самопровозглашенными государствами. Однако, на мой взгляд, очевидно, что пример Косово будет взят на вооружение сепаратистскими группировками и режимами не только на территории бывшего СССР, но и по всему миру.
Полагаю, что значение этого события - объявление сербским краем Косово независимости и признание этой независимости целым рядом государств - окажет самое серьезное влияние на дальнейший ход мировой истории. Уверен, что сегодня мало кто представляет все последствия этого шага. И в первую очередь, те политики в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе, которые подталкивали Приштину к такому решению, кто в течение многих лет насиловал Югославию, а затем и Сербию. Косовский прецедент разрушает всю систему международных отношений, которые сложились после Второй Мировой войны и худо-бедно поддерживали стабильность в мире.
Решение США и некоторых других государств признать независимость Косово по своему значению и последствиям можно сравнить с мюнхенским договором 1938 года о разделе Чехословакии. В обоих случаях произошло неоправданное насилие над суверенным государством, были нарушены все известные нормы международного права и заложена основа для новых войн. Независимое Косово, поддерживаемое США, станет источником напряжения на Балканах и вызовет новые конфликты с Сербией, а также с Македонией и Грецией, где тоже проживают албанцы. Самое главное состоит в том, что произошло беспрецедентное поощрение сепаратизма.
Это неизбежно приведет к всплеску насилия и конфликтов на планете, в основе которых будет лежать сепаратизм и территориальные претензии. По степени угрозы миру после 17 февраля сепаратизм, пожалуй, имеет все шансы превзойти угрозу религиозного экстремизма. США, Великобритания, Франция и другие совершили ошибку, и, когда поймут это, будет поздно. В самом незавидном положении окажутся те страны, которые признали Косово, а между тем сами имеют такие же проблемы, например, Франция (Бретань, Корсика) и Турция (курдская проблема).
Анкара вообще находится в двусмысленном положении. Она поддерживает самопровозглашенную Турецкую республику северного Кипра, теперь признала Косово, но при этом борется с курдским сепаратизмом. После 17 февраля решимость курдов создать свое государство многократно возрастет. Каждый серьезный политик, от решения которого зависят судьбы государства и народа, должен четко осознавать: если ты поддерживаешь сепаратизм в отношении другого государства, найдутся силы, которые так же поступят и в отношении твоей страны.
- Продолжая тему сепаратизма. В интервью Day.Az известный российский телеведущий программы 'Однако' Первого канала Михаил Леонтьев сделал два взаимоисключающих заявления. Он успел заявить как о том, что 'ситуация вокруг нагорно-карабахского конфликта динамично меняется не в пользу Армении', так и о том, что 'чем дольше длится ситуация статус-кво с Нагорным Карабахом, тем больше Азербайджан при нынешних обстоятельствах выигрывает'. О чем свидетельствуют два таких полярных заявления господина Леонтьева, и в каком из них он близок к истине?
- Что имел в виду господин Леонтьев в данном случае, было бы лучше спросить у него самого. Я же по данному вопросу скажу следующее. После событий 17-18 февраля защищать свою территориальную целостность многим государствам будет сложнее. 'Косовский прецедент' дал сепаратистам мощный козырь и надежду на то, что по истечении определенного времени и их признают так же, как Косово.
И, тем не менее, нельзя считать, что борьба с сепаратизмом бесперспективна. Косово - это хотя и очень важный, но все-таки эпизод. То, как он повлияет на поведение сепаратистов в других точках мира, в первую очередь, зависит от тех государств, которые испытывают реальные или потенциальные сепаратистские проблемы. Нужно проявить мужество и терпение и готовиться к длительной позиционной борьбе.
Хорошим примером в этом плане может послужить Китай, который вот уже полвека не признает Тайвань, и ждет своего часа. Пекин уже вернул себе Гонконг, придет время, вернет под свой контроль и Тайвань.
Азербайджану, конечно, труднее рассчитывать на скорое возвращение под свою юрисдикцию Нагорного Карабаха. Слишком глубокий конфликт с Арменией, слишком туго завязан узел интересов ведущих государств мира на Кавказе. Тем не менее, несмотря на эйфорию сепаратистов по всему миру в связи с Косово, я считаю, что у них нет будущего.
- А тем временем, российский депутат Константин Затулин недавно заявил о том, что делегация 'НКР' будет приглашена на думские слушания по урегулированию конфликтов на территории СНГ в марте, так как 'в настоящее время и перед Россией, и перед Арменией стоит очень деликатный вопрос, связанный с Косово и последствиями разрешения данного конфликта, что прямо касается и 'НКР', и в вопросе Косово между Арменией и Россией должен быть проведен раунд консультаций'. Как Вы прокомментируете этот пассаж господина Затулина, и не значат ли его слова, что он признает факт взаимодействия Москвы и Еревана в оккупации территорий Азербайджана?
- Господин Затулин является выразителем интересов той части политической элиты России, которая считает, что ее политика в отношении стран ближнего зарубежья должна быть более энергичной и жесткой, особенно с учетом последствий для всего мира 'косовского прецедента'. В данном случае, речь скорее идет о вполне предсказуемой попытке рассмотреть возможность применения 'косовского прецедента' в отношении конфликтов на территории бывшего СССР. Уверен, что его слова не означают, как Вы отмечаете в своем вопросе, 'факт взаимодействия Москвы и Еревана в оккупации территорий Азербайджана'.
- Но выступая на телеканале НТВ, в программе Соловьева 'К барьеру', все тот же К.Затулин произнес следующее: 'Заявляю вам, что мы не признаем Нагорный Карабах частью Азербайджана'. Возникает совершенно естественный вопрос о том, кого имел в виду Затулин, говоря 'мы' и должна ли Государственная дума России внести коррективы в 'февральские тезисы' своего депутата, которые могут повредить азербайджано-российским отношениям?
- Под словом 'мы', господин Затулин скорее всего имел ввиду себя и некоторых своих сторонников, которые стоят на таких же позициях. Я уже отмечал выше, в России есть немалое число политиков, политологов и журналистов, которые считают, что самопровозглашенные государства на территории СНГ, такие, как Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах, должны быть признаны Россией.
Однако следует иметь в виду, что в России Дума, парламент, а это слово, как известно, происходит от французского 'parler' - 'говорить', как нельзя лучше отражает суть того, что там происходит. Дума - это место, где говорят. В России все наиболее важные государственные решения принимаются в Кремле. А руководство России вряд ли пойдет на признание самопровозглашенных государств. Вместе с тем, вполне возможно, в отношении Абхазии и Южной Осетии ее активность возрастет.
- А насколько справедливы факты, коими пытался обосновать свои 'тезисы' господин Затулин и можно ли говорить о том, что из его же логики вытекает, что могут возникнуть большие сомнения международно-правовой легитимности и суверенности пребывания в составе РФ Татарстана, Башкортостана, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Чечни?
- У сторонников отделения какой-либо территории от того или иного государства всегда есть большой набор аргументов и фактов, исторических, политических, культурных и прочих для обоснования своей позиции. Такие же аргументы и факты есть и у сторонников сохранения территориальной целостности государств. Появление 'косовского прецедента' означает, что теперь государствам для решения проблем сепаратизма придется в основном полагаться на свои силы, а не на международное сообщество, ООН, ОБСЕ и великие державы.
- Кандидат на должность президента Российской Федерации В.Жириновский в своей книге 'ЛДПР. Последний бросок на юг', изданной в 2007 году пишет следующее: 'А столкновение между азербайджанцами и армянами? До каких пор это будет? До уничтожения армянского народа? Но теперь уже не турками, а азербайджанцами. Другим тюркоязычным народом. Ведь по сути дела, азербайджанцы и турки это одно и тоже. Турки в 1915 году вырезали полтора миллиона армян. А азербайджанцы вырезают их с февраля 1988 года. Турки сделали это за три ночи. А азербайджанцы этим будут заниматься пятнадцать лет. И постараются совсем уничтожить. Почему? Потому, что оно христианское?'. Каковы должны быть действия ЦИК России по отношению к автору этих тезисов и нет ли взаимосвязи между антиазербайджанскими тезисами К.Затулина и В.Жириновского?
- Считаю, что ЦИК России должен отменить регистрацию Жириновского в качестве кандидата в президенты, обратиться в суд с требованием возбудить против него уголовное дело и настоять на строгом приговоре - не менее 25 лет тюремного заключения. А прежде чем отправить Жириновского в Сибирь на каторгу, подвергнуть его (а заодно и К.Затулина) публичной порке на Красной площади, чтобы никто впредь не смел высказываться по этой проблеме без санкции официального Баку... Надеюсь, вы понимаете, это шутка.
А если серьезно, то следует всегда помнить, что в политической жизни России Жириновский играет роль шута, и, надо сказать, весьма талантливо, если столь уважаемое информационное агентство, как Day.Az всерьез воспринимает его высказывания. То, что он говорит и пишет, нравится невзыскательной части российского избирателя. Он хорошо веселит публику, и поэтому его любят журналисты.
От него всегда можно ожидать экстравагантных действий и высказываний. Вот и недавно он чуть не подрался в прямом эфире во время теледебатов. Никакого отношения к серьезной политике, тем более к внешней политике России, все это не имеет. В Государственной Думе несколько сотен депутатов. Реагировать на то, что каждый из них скажет, не имеет смысла. Нужно отделять пустые слова от реальных дел.
В моем архиве накопилась масса высказываний официальных лиц, оппозиционных политиков, политологов и журналистов Азербайджана в отношении России, ее политики на Северном Кавказе, особенно в Чечне, и в Закавказье. И сегодня в азербайджанских газетах можно встретить резко критические, а временами, и просто грубые высказывания и оценки в адрес России. А что пишут в ваших школьных учебниках по истории, в частности, об истории отношений между Россией и Азербайджаном? Над ними же смеются все мало-мальски образованные люди. Если бы русское Министерство иностранных дел реагировало бы на все это, не хватило бы чернил и бумаги.