Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Italia, за что мы ей крайне признательны
_______________________________________
Четыре интервью: историк Массимо Сальвадори, Серджио Романо, Джульетто Кьеза, Лучио Караччоло
Тревожный сигнал от Amnesty International: Москва душит свободу слова. Обвинения оппозиции: это управляемые выборы, бойкот им. Взгляды со всего мира сфокусированы на России и на президентских выборах в следующее воскресенье. Исход выборов известен: новым главой Кремля станет Дмитрий Медведев, "дофин" сильного человека "новой России" Владимира Путина, уходящего президента и премьер-министра "in pectore". "Без свободы самовыражения и все остальные основные права могут быть нарушены с большей легкостью. Молчание - это лучшая почва для безнаказанности", - обвиняет Amnesty.
Однако остается широкая поддержка Путина и его политики, поддержка, которая в воскресенье прольется на Медведева. Оппозиция ему находится в рассредоточенном боевом порядке, она раздроблена бойкотом и ожиданием заранее объявленного поражения. В Москву возвращается "демократия" однопартийности? И как Запад должен смотреть на русскую власть?
L'Unita; беседует с Массимо Сальвадори, историком и ученым в области политики, Серджио Романо, аналитиком международной политики и бывшим Послом в России, Джульетто Кьеза, журналистом и глубоким знатоком "планеты России", Лучио Караччоло, главным редактором итальянского журнала по геополитике "Limes".
1. В следующее воскресенье Россия пойдет к урнам для избрания нового президента. Одни говорят о выборах-фарсе, а другие о "демократии с завязанным ртом". Какой самый важный политический признак перехода между ними?
2. "Выбирается" Дмитрий Медведев, "читай" Владимир Путин, вчера президент, а в будущем - премьер-министр, но в любом случае, сильный человек в настоящем. Как охарактеризовать фигуру Путина в этой историко-политической фазе России?
Массимо Сальвадори
"Россия никогда не знала периода законченной демократии"
1. После краха советского режима Россия, конечно, не имела периода, в котором демократия смогла проявиться в своей законченной форме. "Эра" Ельцина стала катастрофическим периодом, неудачно поддержанным Соединенными Штатами, а также европейскими странами, она стала периодом разложения гражданского общества. Конечно, этот период продолжал тянуть за собой все проблемы рухнувшего режима, но также несомненно и то, что Ельцин наметил решительный поворот, который в то же самое время во время серьезнейшего внутреннего экономического и социального кризиса, с разграблением экономики, которая оказалась в значительной степени в руках касты олигархов, стремительно приблизил ситуацию в стране к развязке при поддержке Запада. В такой обстановке, конечно, нельзя было думать, что переход от советского режима к демократическому режиму западного типа будет легким.
2. Путин, с одной стороны, был наследником, назначенным Ельциным, а с другой, именно он подобрал то исключительно отрицательное наследство, и принял на себя задачу, которую, в основном, успешно выполнил,- укрепить порядок и мощь России как внутри страны, так и ее позиции на международной арене тоже. В такой обстановке власть Путина - это власть, живущая по классической форме русского пути, власть тех людей, которые, приняв Россию в положении глубокого кризиса, привели ее к состоянию "нового порядка", внутреннего укрепления и повышению международного престижа. Его лидерство очень харизматично в стране, в которой имеющаяся демократия находится под сильным контролем властной структуры, созданной Путиным. С другой стороны, демократическая реальность - это реальность, которая не создается импровизированно. И нужно добавить, что демократия не совсем здорова даже и в демократических государствах, начиная с Соединенных Штатов, где вес экономической и финансовой олигархии при определении больших национальных целей все больше возрастает.
"За авторитаризмом Путина стоит народная поддержка"
1. Когда мы судим о русской демократии, то стараемся всегда применять западные критерии и схемы. Вместо того чтобы задаваться вопросом: "Это демократия с заткнутым ртом?", я думаю, мы должны задаться вопросом: "Почему это демократия, в которой лидер пользуется такой большой поддержкой, почему это демократия консенсуса?". Если мы зададим себе этот вопрос, то, может быть, лучше поймем, почему Путин поступает так авторитарно при осуществлении своих полномочий. Дело в том, что большая часть русского общества считает Путина "Освободителем" России. Освободителем, прежде всего, от "бояр", то есть, от тех олигархов, которые завладели экономической и финансовой властью весьма сомнительными методами, немного пиратскими. Именно это признается за ним в России беспрекословно: он вернул централизованной власти контроль над экономическими рычаги и огромными природными ресурсами страны.
2. Другая заслуга, которую признают за Владимиром Путиным, это освобождение России от "захватчиков". Соединенные Штаты и НАТО в этот момент воспринимаются в России как "захватчики", потому что Соединенные Штаты через НАТО, поглотили всю зону влияния бывшего советского государства, и потом вошли внутрь бывшего СССР, оккупируя политически, а также создавая свое военное присутствие в тех зонах, которые принадлежали не только Советскому Союзу, но и даже досоветской России. И русские восприняли это, как разочарование и унижение, у них создается ощущение, что они проигрывают не только 'холодную войну', но и Вторую Мировую. Речь идет не о том, чтобы оправдать авторитаризм Путина, а понять, что за широкой поддержкой, которой он пользуется, стоит огромная страна, которая отказывается от места на краю Истории и международных процессов. Понимание этого поможет нам разобраться в причинах, по которым Путин выбрал такой авторитарный стиль управления.
"Это ненастоящие выборы. Их механизмом управляет власть"
1. Русскую демократию нельзя сравнивать с демократией, к которой мы привыкли. Это совсем другая вещь по сравнению с Западом, не только потому, что эти выборы - ненастоящие, но и потому, что существует другой механизм ожиданий людей. Есть один аспект, относящийся к выборным механизмам, которые явно управляются технологией власти. Речь идет о демократии, полностью определяемой технологией власти, и эта демократия находится в руках тех, у кого власть. Но и у нас есть "технология", но другого типа: у нас демократия тоже поддельная, с господством СМИ и манипуляциями. Я не собираюсь возноситься до уровня судьи, просто говорю, что очевидно. Все решает именно власть: существенная разница состоит в том, что если у нас это не видно простым глазом, в России это видно четко, и даже не прячется за технологией, которой власть обеспечивает себе смену, технологией, которая исключает участие народа в принятии реальных решений.
2. Внутри этой технологии власти фигура Путина определена ясно: нет демократии, но есть одобрение. Путин создал модель, в которой абсолютно невозможно говорить о демократии, это не в ее духе, но об одобрении, конечно же, да. В том смысле, что он работал, прекрасно зная уровни понимания русскими той политики, которую он унаследовал, и он сумел дать значительной части населения России возможности для выхода из широко распространенной ситуации бедности. Другими словами, обеспечил доход, и в то же время вернул национальную гордость, а национальная гордость действительно много значит для русского.
Самые внимательные наблюдатели с самого начала поняли, что не надо было унижать Россию, потому что потом придет кто-то, кто воплотит эту национальную гордость. Этот кто-то - Владимир Путин.
Лучио Караччоло
"Парадемократия - это лучшая альтернатива хаосу"
1. Россия - это не демократия, она никогда ею не была, и, возможно, никогда ею не будет. О том, что она никогда не была демократией, говорит нам история. Альтернатива демократии в России - хаос, или, в любом случае, смесь хаоса и авторитаризма того типа, который был скорее в смутное время, а не при Борисе Ельцине. В России никогда не происходил настоящий демократический перелом, по крайней мере, в западном смысле этого слова.
Существует русская форма парадемократии, и в ней есть выборные обряды, которые выполняются, но, по существу, они предопределены. Когда мы отдадим себе в этом отчет и примем как должный факт, в любом случае, будет поздно, потому что мы не можем ничего сделать.
2. В данном контексте Путин, безусловно, является выражением этой системы и человеком, который смог спасти Россию от развала и вывел ее на уровень великой державы. Но мы не знаем, кратковременный ли это подъем, или долгосрочный процесс: некоторые структурные данные склоняют к первому предположению, например, постоянное уменьшение населения, например, проблемы здравоохранения, алкоголизма и пр. Не считая трудностей в преобразовании "энергетической" экономики в просто экономику.
Не нужно забывать, к тому же, что Владимир Путин никогда не скрывал своих амбиций войти в историю как деколонизатор России, а на международной арене - заново создать русское пространство, не меньше, чем советское. Это означает снова ввести в орбиту Москвы бывшие советские республики и расширить русское влияние в Евразии, на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке. Загадкой остается новое президентство, в том смысле, что, в любом случае, тот, кто будет президентом в Кремле, может иметь какие-нибудь соблазны, который могут привести к трениям между президентом и премьер-министром, но об этом еще рано говорить.
В любом случае, наш первичный интерес, я думаю, это стабильность России, поскольку о ее демократическом характере нам сказать нечего.
_______________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Italia
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
________________________________________
Почему Россия проводит 'выборы' ("The Washington Post", США)
Выборы: обман, за который России должно быть стыдно ("The Financial Times", Великобритания)