После серии авианалетов турецких ВВС в декабре прошлого года, вооруженные силы Турции, наконец-то, провели, начиная с 21 февраля, наземную военную операцию против боевиков Рабочей Партии Курдистана (РПК). С точки зрения Генерального Штаба, политики и даже дипломатии эту операцию можно расценить как удачную. Пещеры, убежища, схроны, легкое оружие и зенитные орудия, в дополнение к средствам обслуживания и транспортировки, принадлежавшим РПК, были полностью уничтожены. В общей сложности были убиты 237 террористов. Это говорит о том, что достигнутые результаты военной операции намного лучше тех, что были получены Турцией после военных операций 1990-х годов.
На этот раз план военной операции был выверен до мельчайших деталей. Только пехотные части и специальные военные подразделения могли участвовать в столкновениях с боевиками на относительно ограниченной территории, и это позволило уничтожить так много террористов РПК. Это, как уже отмечалось выше, одновременно и политический, и дипломатический успех, который стал возможен благодаря результатам прошедшей 5 ноября 2007 года встречи премьер-министра Турции Таипа Эрдогана и президента США Дж. Буша-младшего, по результатам которой турецкие ВС стали получать разведывательные данные своих коллег из ЦРУ.
Урок для иракских курдов:
Не только Соединенные Штаты Америки, но и Европейский Союз и его институты, вместе с другими странами признали, что Турция использует законное право на защиту своей территориальной целостности. В то же время военная операция преподнесла хороший урок иракскому руководству и администрации курдской автономии на севере Ирака, показав, что боевики РПК не смогут свободно действовать на этой территории.
С самого начала турецкие военные уверили иракское руководство, что, во-первых, их военные части покинут территорию Ирака сразу же, как только добьются поставленной задачи; во-вторых, что их целью являются только террористы РПК. Задачи операции не сводились к тому, чтобы турецкие военные части оставались за пределами своей страны в течение длительного времени, и уж тем более, было невозможным, чтобы военные подразделения растянулись до горной цепи Кандиль или создали буферную зону вдоль границы. Однако и США, и ЕС серьезно беспокоились, что военная операция затянется надолго, а также о возможных столкновениях турецких подразделений с вооруженными формированиями курдов 'Пешмерге' (Pesmerge).
Министр Обороны США Роберт Гейтс за день до своего визита в столицу Турции (26 февраля, - прим. пер.) заявил, что военная операция турецких ВС должна длиться не более чем две-три недели - и речь не идет о месяцах. Кроме того, он отметил, что проблема РПК не может быть решена только вооруженным путем; также нужны конкретные экономические и политические инициативы. Президент США Буш подтвердил слова своего министра обороны и добавил, что 'турки должны действовать быстро, достичь своих целей и выйти из Ирака'. Турецкие власти со своей стороны заявляли, что определения временных рамок для военной операции не будет, войска не уйдут из северных районов Ирака до тех пор, пока не будет устранена угроза со стороны курдских боевиков. Неправильным будет предположение, что Гейтс во время своего пребывания в Анкаре имел представление о том, насколько может затянуться военная операция турецких вооруженных сил на севере Ирака.
С Барзани приходится считаться
Впредь деятельность РПК в большей степени зависит от позиции иракского руководства и де-факто от деятельности администрации на севере Ирака. Даже если не принимать во внимание того, что курдская администрация Северного Ирака и ее руководитель Масуд Барзани теряют кредит доверия в глазах США, Турции приходится обращать на него внимание. Неважно, до какой степени она может быть недовольна действиями Барзани, но с ним все равно приходится считаться для ликвидации деятельности РПК на территории Ирака. Если посмотреть на историю, то можно отметить, что конфликты решались через установление отношений не только с друзьями, но и с врагами, а суть внешней политики такова, что в ней нет места эмоциям.
Изгнание РПК из Северного Ирака не может быть единственной целью для Турции. Политическое решение проблемы никогда не будет подразумевать перемирие с РПК, однако оно должно включать в себя ряд экономических, политических и социальных проектов, которые ликвидируют саму проблему. Постоянные утверждения о том, что мы теряем целостность государственной структуры страны - никуда нас не приведут. Существует большое количество вещей, которые можно осуществить в рамках этой структуры.
Ильтер Туркмен - турецкий дипломат, бывший глава МИД Турции, руководитель отделения международных отношений Университета Галатасарай
Перевод - Александр Бакустин
_________________________________
Ирак на историческом повороте: к чему приводит самонадеянность ("In The National Interest", США)
Соединенные Штаты, Турция и Россия ("The American Chronicle", США)