Известный латвийский политолог профессор Карлис Даукшстс в свое время возглавлял латвийский институт изучения России. 'Вести Сегодня' попросила прокомментировать его итоги российских выборов, возможный визит президента ЛР в Россию, а также косовский прецедент.
- Г-н Даукшстс, не приведет ли "косовский прецедент" к параду независимости в разных частях мира?
- Он может стать прецедентом для мятежных народов во всех частях света, ведь мы знаем, что на каждом континенте существуют регионы, автономии, которые пытаются добиться независимости. В Европе таких "горячих точек" тоже предостаточно. И в Испании, и в Великобритании, и в Румынии, и в Грузии, и в какой-то степени в России: Но целый народ, переживший этнические чистки, требует независимости, и изменить эту позицию албанского большинства Косово не представляется возможным, - заявил в интервью "Вести Сегодня" и "Радио Балтком" профессор Даукшстс.
- Тем более что 10-летний "переходный" период не смог примирить, сблизить албанцев и сербов. Напротив, антагонизм только усилился. ООН расписалась в неспособности урегулировать конфликт и переложила ответственность на НАТО и Евросоюз. И вот случилось то, что случилось: косовары объявили о своей независимости.
Разумеется, вполне понятно негодование Сербии - какое государство спокойно согласится на потерю части своей территории? Поэтому я лично прогнозирую еще большее обострение конфликта между сербами и албанцами.
Наверняка будут созданы некие сербские отряды освобождения Косово, не останется в долгу и Албания, которая тоже заявит о своих притязаниях на албанское Косово. Очевидно, что настоящая головная боль для Европы только начинается! Скажу больше: Косово - это самый крупный кризис в системе международных отношений после холодной войны!
От того, что Косово стало независимым, албанское население вовсе не стало более смиренным и социально благополучным. 50 процентов населения Косово - это официальные безработные! Значительная часть этих безработных - молодые люди, готовые в любой момент взяться за оружие и продолжить мстить своим давним обидчикам сербам. Как я уже говорил выше, сербы тоже не будут сидеть сложа руки. В общем, ничего хорошего я от всей этой ситуации на Балканах не вижу.
Еще Вудро Вилсон в середине Первой мировой войны выдвинул идею о праве народа на самоопределение. Сегодня, увы, мы уже не можем определить ту черту, за которой право на самоопределение заканчивается:
- От Косово переместимся на более близкую для нас территорию - в соседнюю Россию. Недавно журнал The Time опубликовал статью о том, что уже началась вторая 'холодная война', то есть новый виток жесткого противостояния Запада и России. Вы с этим согласны?
- Я не думаю, что Запад заинтересован в противостоянии с Россией. Другое дело, что сама Россия нынче заявляет о желании стать ведущей страной в мире, более того - претендует на определенную исключительность в мировой системе. Мне кажется, Путин допустил определенную тактическую ошибку, заявив, что Россия не нуждается ни в каких советах и рекомендациях международных организаций - мол, у нас суверенная демократия, и мы сами будем решать, как проводить выборы, какие должны быть стандарты выборов и какова должна быть демократия. На мой взгляд, ни одна страна не должна выпадать из общей международной системы, тем более что речь идет о европейской стране, коей является Россия. Конечно, такое поведение Москвы вызвало ответную реакцию Запада, и отношения России со странами Западной Европы осложнились. Впрочем, я допускаю, что отношения обострились не только в силу некоего отхода России от демократических принципов, но и в силу глобальной конкуренции. Многих действительно пугает, не устраивает укрепление России. Но лично я, например, считаю, что в интересах и Латвии как соседа России, и всей Европы, чтобы Россия была мощной, развитой страной. Ведь еще во времена канцлерства Гельмута Коля очень авторитетный историк, советник германского канцлера Штюрмер говорил: нам нужна очень сильная Россия, ведь это наш заслон от опасности, грозящей с юга. Уже тогда, более 20 лет назад, германский эксперт предвидел возможность усиления исламского радикализма, в том числе и на нашем континенте, предвидел угрозу этнических войн и конфликтов.
Так что те, кто желает ослабления России, кто ратует за дестабилизацию ситуации, например, в южных частях России, ничего не понимают в международной политике.
- Вы в свое время возглавляли Латвийский институт изучения России. Ваш прогноз: новый президент РФ Дмитрий Медведев будет оставаться в тени прежнего президента Путина или попытается играть самостоятельную роль?
- Делать уверенные прогнозы сегодня еще рановато, но нельзя исключить, что Медведев попытается все-таки перетянуть одеяло власти на себя, ведь какую бы роль ни пытался играть Путин, став премьером, все равно в России основные полномочия сосредоточены в руках главы государства. Едва ли молодой, амбициозный Медведев смирится с функцией какого-то номинального президента. Вы знаете, когда показывали последнюю пресс-конференцию Путина, телекамеру периодически направляли на сидящего в зале Медведева. И я обратил внимание, что лицо преемника было довольно грустным. Я думаю, что Медведеву было не очень приятно наблюдать за тем, как уже уходящий президент озвучивает стратегию России на ближайшие 20 лет! Исходя из элементарной логики, такую программу должен был озвучивать будущий президент, а не тот, кто через месяц покидает пост. Мне кажется, что они не будут очень долго соратниками. Завтра, когда Медведев станет царем, он не потерпит, как и каждый царь в России, двоевластия.
- Вы были одним из первых экспертов, которые сразу же заявили, что едва ли президент Латвии Затлерс еще до российских выборов отправится в Москву. Ваш прогноз оправдался...
- Мой прогноз был построен на элементарном анализе ситуации. Этот визит до выборов был не выгоден ни Путину с Медведевым, ни самому Затлерсу. Какой резон россиянам принимать в период предвыборной кампании президента не самой дружественной в глазах российской общественности страны? И с точки зрения Латвии такой визит до выборов не был бы выигрышным. Затлерс прекрасно понимает, что сегодня он не может, извините, "тягаться" с таким монстром во внешней политике, как Путин. Затлерсу еще нужно набраться опыта, особенно в международных делах. Кроме того, какой смысл просто ехать в Москву? Если уж направляться с официальным визитом, то нужно подписывать какие-то важные для обеих стран документы. Насколько я могу судить, пока еще ключевые экономические соглашения до конца не готовы. Так зачем спешить с поездкой? Вариант организации визита осенью мне представляется более правильным.
****
Россия после Путина. Оттепель?
Российский эксперт Георгий Сатаров прогнозирует 'более мягкий режим' власти в соседней стране
'Я предчувствую, что новый президент Дмитрий Медведев принесет России некую оттепель. Впрочем, она может продлиться недолго', - рассуждает президент фонда 'Индем', известный политолог, доктор наук, в прошлом - советник президента Ельцина Георгий Сатаров. Он весьма критически оценивает годы правления Владимира Путина, упрекая его в попытке установить своего рода диктатуру. В то же время эксперт признает, что ответственность за случившееся должны нести и демократы 1990-х, которые были 'страшно далеки от народа'.
Георгий Сатаров прямо в канун российских президентских выборов гостил в Риге, принимал участие в дискуссии на тему 'Россия после Путина', организованной Балтийским форумом. Отметим, что участники дискуссии - депутаты сейма, бывшие министры, предприниматели - вовсе не молчаливо внимали словам московского политолога, а активно возражали ему, высказывали свою точку зрения. От себя добавим, что и мы вовсе не готовы подписаться под всеми выводами руководителя фонда 'Индем'. Тем не менее Сатаров, как человек, долгое время работавший в Кремле, имеет право на свою точку зрения, которую мы посчитали полезным представить.
'Если подводить итоги 8-летней эры Путина, то стоит отметить, что уже с первых лет своего правления Владимир Владимирович взял курс на установление, если можно так выразиться, 'диктатуры развития'. Суть ее в том, что мы, пришедшие к власти, сами знаем, как вывести страну из кризиса, как достичь всеобщего благополучия, как возродить державу. Главное - чтобы нам не мешали. Чтобы нам не мешала разного рода оппозиция, гражданское общество, отчасти журналисты. Поэтому лучше их свободу ограничить. Нужно отдать должное Путину - он довольно быстро свой план реализовал. Как это часто и бывает, диктатура в общественно-политической жизни перекинулась и на экономику. Фактически в России стали строить государственный капитализм - как и всякая экономика, чрезмерно контролируемая государством, эта модель госкапитализма тоже оказалась неэффективной. Хотя действительно уровень жизни населения в целом несколько вырос, но, на мой взгляд, это произошло вовсе не за счет сбалансированного экономического развития, а главным образом благодаря выгодной конъюнктуре на нефтегазовом рынке. Если все-таки цены на энергоресурсы в мире начнут падать, то опять Россия может пережить кризис', - полагает Г. Сатаров. За годы правления Путина очень укрепились во власти 'силовики' - то есть представители спецслужб и армии. Причем их позиция стали настолько сильны, что даже сам Путин в 2007 году, за год до президентских выборов, испугался и... стал пытаться устранить крен. Именно этим желанием восстановить баланс сил во власти объясняется выдвижение в качестве 'преемника' представителя совершенно других сил - относительных либералов. Дмитрий Медведев, безусловно, ближе к Кудрину, Чубайсу и Волошину, нежели к 'группировке Сечина' (замглавы президентской администрации, считается одной из ключевых фигур в группировки 'силовиков' во власти).
Исходя из этой либеральной направленности Медведева, Георгий Сатаров и прогнозирует наступление 'оттепели' - по крайней мере, в первое время правления нового президента.
'В чем же эта оттепель будет выражаться?' - спросил корреспондент 'Вести Сегодня' российского политолога.
По мнению Г. Сатарова, видимо, новый президент будет пытаться обеспечить большую независимость судебной власти, возможно, ослабнет контроль за средствами массовой информации, в том числе и центральными. Разумеется, и риторика нового президента будет менее жесткой и воинственной. Медведев, полагает политолог, попытается восстановить заметно испортившиеся отношения с Западом, особенно учитывая, что Евросоюз крайне необходим Москве - это основной торговый партнер России. Вероятно, новый президент попытается расположить к себе российскую интеллигенцию, крайне испуганную 'диктатурой Путина'.
Но как на все это будет реагировать Путин, который явно не собирается уходить из политики? Георгий Сатаров предвидит развитие конфликта между Медведевым и Путиным, впрочем, вполне возможно, что бывший президент РФ не будет долго работать во власти, - по мнению политолога, Путин вовсе не собирается до конца жизни сидеть в премьерском кресле или через 4-8 лет снова баллотироваться в президенты. 'По неофициальной информации, Путин мечтает стать суперолигархом, для этого ему вовсе не нужно занимать конкретные посты во властной иерархии', - считает Г. Сатаров.
Отвечая на вопрос 'Вести Сегодня', российский политолог признал, что и демократы 90-х годов работали крайне неэффективно, они и создали предпосылки для того, чтобы к власти пришла 'сильная рука'. Вместе с тем Сатаров полагает, что Россия вполне может существовать в условиях 'западной демократии'.
Президент Балтийского форума Янис Урбанович, полемизируя с российским политологом, весьма резонно заметил, что и в 1990-е годы никакой подлинной демократии в России не было. Поэтому едва ли уместно упрекать Путина в том, что он отошел от демократии: 'Нельзя отойти от того, чего не было'.
__________________________________________
Почему Путин будет продолжать править Россией ("Time", США)
Россия: Свобода и порядок ("Newsweek", США)