Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Gerolf, за что мы ему крайне признательны
__________________________________________________
Оказывается, новый президент России Дмитрий Медведев - горячий поклонник культовой английской группы 'Deep Purple'! Об этом сказано во всех его биографиях. Скорее всего, так оно и есть, но, возможно, это придумано его имиджмейкерами. Ведь на Западе его запомнят именно этим, а в подсознании отложится информация - в этом русском парне что-то должно быть, раз он слушает такую музыку!
Некая постоянная неуверенность пронизывает практически все, что связано с Россией. Как только вы скажите: 'Ага, вот оно как!', сразу замигает лампочка, предупреждая, что все это может быть совершенно иначе.
Династическая передача власти от Путина к Медведеву - просто косметическая процедура? Да. Но при определенных условиях это может быть и не так... Медведев станет марионеткой Путина? По-видимому, да. Но в этом нельзя быть полностью уверенным... Россию и дальше ждут годы стабильности и экономического обновления? Похоже на то, но, может быть, и нет... Пусть приход нового президента к власти был очень скучным, но, в конце концов, что-нибудь увлекательное обязательно проявится - поменять главу Кремля никогда не удавалось просто так.
В субботу я пошел к перекрестку на Новом Арбате, где все начиналось - тогда, в августе 1991-го, во время сражения путчистов-консерваторов с приверженцами 'демократа' Ельцина здесь погибло три человека. Я был тогда ранен, так что достаточно хорошо запомнил этот переломный момент. Тогда началась история новой России, поскольку все стремительно шло к разрушению Советского Союза. Это было началом недолгой, но чрезвычайно интересной эпохи, когда Россия заигрывала с идеей перестать быть империей и превратиться в нормальное демократическое государство, которое не стремится управлять любой ценой судьбами планеты, а просто спокойно жить в Европе.
Этой идее не суждена была долгая жизнь, и окончательный крест на ней определенным образом поставили воскресные президентские выборы. В России проходили президентские выборы, во время которых политики действительно должны были бороться за голоса избирателей. Затем пришел Путин, результаты голосования стали понятны заранее, но все делали вид, что решение принимает народ. Любопытно, что на этих президентских выборах никто уже даже не пытался делать вид, что это выборы. Просто династическая передача власти.
'Так и должно быть, - говорят здесь все, или почти все. - Россия должна идти по собственному пути, западная модель здесь не может работать, оставьте нас в покое с критикой нарушений прав человека, граждане спокойны, поскольку экономика на подъеме, а больше ничто никого не должно интересовать. Стабильность - вот наш идол, а западная демократия ведет только к хаосу'.
Когда я слышу это, мне приходит на память мумия Мао Цзэдуна в Пекине. Пару месяцев назад я с удивлением спрашивал китайцев, почему они не перестают ему поклоняться. 'Это от Мао все пошло, - говорили они, - без Мао у нас бы ничего не было, даже мобильных телефонов'.
Зачем же критиковать коммунистов за их политику 'сильной руки', если нам, китайцам, живется лучше?
Зачем же критиковать Путина за его политику 'сильной руки', если нам, россиянам, живется лучше?
Конечно, ничто не ново под луной - споры о том, что есть Россия и куда она должна идти, с удовольствием вели и сто, и сто пятьдесят лет назад. Одни говорили, что Россия должна повернуться лицом к Западу и стремиться стать его частью. Другие возражали: Россия всегда должна выбирать собственный путь, она никогда не будет принадлежать к западному миру.
Сегодня стало очевидно, что побеждают вторые. Одним словом, Россия все больше хочет идти тем своим 'иным путем', о котором она так мечтает. Только тут есть одна закавыка: никто точно не знает, что же включает в себя этот 'свой путь'. Преследование оппозиции? Передачу власти в руки секретных служб? Правление 'сильной руки', от которой обычный человек не способен защититься?
Стало быть, никакого 'особого пути не существует'.
Рано или поздно Россия будет вынуждена 'признать' тот западный путь, при котором те, кто наверху, уважают законы, а те, кто внизу, имеют возможность свободно говорить и свободно действовать. Поскольку никакой другой путь не ведет вперед.
Кто знает, может, Медведев действительно любит 'Deep Purple'. И может быть, он действительно что-то изменит. Поскольку в этом парне что-то должно быть, раз он слушает такую музыку.
Что же такое - этот особый путь России? Преследование оппозиции? Передача власти в руки секретных служб? Правление 'сильной руки', от которой обычный человек не способен защититься?..
_____________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Gerolf
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
_____________________________________
Дым над водой* ("New Yorker", США)
Его зовут Дмитрий ("The Economist", Великобритания)
В фокусе Дмитрий Медведев ("The Times", Великобритания)
Что означает 'эпоха Медведева'? ("The Wall Street Journal", США)