Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская тяга к несвободе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В московском издательстве 'ЭКСМО' вышла значительным тиражом вторая книга анонимных авторов под названием 'Проект Россия. Выбор пути'. Книга начинается с решительного и целеустремленного призыва: 'Россия - наше дело. И никакими технологиями, культивирующими мысль, что участвовать в судьбе своей страны это политика, а политика - грязное дело, нас с толку не сбить. Судьба нашей Родины - нашего ума дело.' Далее следуют результаты умственной деятельности авторов

Специально для ИноСМИ

В московском издательстве 'ЭКСМО' вышла значительным тиражом вторая книга анонимных авторов под названием 'Проект Россия. Выбор пути'.

Книга начинается с решительного и целеустремленного призыва: 'Россия - наше дело. И никакими технологиями, культивирующими мысль, что участвовать в судьбе своей страны это политика, а политика - грязное дело, нас с толку не сбить. Судьба нашей Родины - нашего ума дело.' Далее следуют результаты умственной деятельности авторов.

Недовольные нынешним состоянием дел (и большей частью вполне справедливо), эти люди, решившие до конца оставаться неизвестными, излагают свой собственный взгляд на вещи. Естественно было бы сразу же спросить, а что они предлагают взамен имеющегося? Какой, по их проекту, должна быть Россия в обозримом будущем, какой путь надо выбрать? Но об этом они говорят смутно и мимоходом: что-то вроде Православного Царства. То есть, она должна быть Мировой Православной Империей - ни больше, ни меньше.

Для авторов очень важно создать движение, интерес к проблеме, вызвать патриотический ажиотаж. В книге приводится байка времен Отечественной войны, по которой целый полк солдат был выброшен с самолетов на немецкие позиции без парашютов (их по-просту не было). Немцы, якобы, в ужасе бежали от одного вида падающих на них с неба сибиряков. 'Будем прыгать без парашютов. Народ, добровольно прыгающий за Родину без парашюта, победить нельзя', - заключают авторы. Таков 'высоконебесный' уровень аргументации - дело ведь не в мыслях, а в чувствах...

Если то, что отстаивает 'наш коллектив', как они сами себя именуют - весьма расплывчато, то то, против чего они протестуют, их 'враг' - а это слово присутствует почти на каждой странице книги - их враг назван весьма конкретно. Вообще-то, таких врагов два: первый - демократия, второй - общество потребления. Одно связано с другим, и оба - с Запада, что совершенно непереносимо.

Что имеют в виду эти домашние философы под словом 'демократия' (сами они все время твердят об элите, жаждут ее - какой и откуда?) понять весьма трудно. Тем более, что авторы прилепляют к нему неважно какие прилагательные: фашисткая демократия, советская демократия, либеральная демократия и т.п. Похоже, что больше всего их возмущает терпимость буржуазной демократии к гомосексуализму, эта тема возникает в книге непропорционально часто.

Авторы всерьез уверены - то, что мы видим сейчас в России и есть демократия. А все, что их так возмущает (порой резонно, по делу, как, например, телевидение) - ее следствие. Демократия для них слово ругательное и молчаливо подразумевается, что и для читателя тоже.

Книга пропагандирует точку зрения, очень свойственную российским патриотам, по которой во всех бедах России виноват Запад ('интеллигенция косит под Запад'). Запад порочен, упадочен, в кризисе - следовательно по западному пути идти нельзя. У Россия должен быть свой путь. При этом игнорируется тот факт, что те страны, которые окостенели, не движутся, стоят - стоят каждая на свой национальный манер. Те же, что идут, развиваются, богатеют - идут именно по западному пути. Просто потому, что другого нет. Никто не сконструировал автомобиля с пятью колесами, во всех странах он с четырьмя.

Неужели это еще не бросается в глаза, что пока мы в России спорили, в какую сторону нам податься и воображали себя мостом между Востоком и Западом, мы оказались между двумя Западами. Ибо Япония - Запад, да еще какой, скоро - Индия, за ней - Китай. Мы же оказались в глубокой яме, разверзающейся еще и оттого, что нам не повезло - у нас слишком много природных богатств.

Можно их продавать и ничего не делать. Во Франции, занимающей как-никак пятое место в мировой экономике, в последние годы родилась новая поговорка, ее часто можно услышать с телеэкрана: у Франции нет нефти, но у нее есть идеи. У нас - ровно наоборот: есть нефть и газ - ума не надо. Не надо трудолюбия, смекалки, упорства, изобретательности, дисциплины и еще многого, чем так богат Запад (который потому и богат). Будем последними на мировой деревне, будем лежать на печи, лелея собственную самобытность и надеяться на щучье веленье. 'Мы выше рациональности и в этом наша сила' (cтр. 68).

А не пора ли Россию, как и все другие страны понимать умом? Нет ничего глупее, чем считать, что Запад себя исчерпал, что он накануне гибели, вот-вот грянет катастрофа. От аморальности, от перенаселенности эмигрантами, от нехватки сырья, от плохой экологии (а ведь воздух в Париже чище, чем в Москве) или от чего еще. Желаемое выдается за действительное.

Все это возможно лишь при полном незнании современной западной жизни. На самом деле от эмиграции Запад только выигрывает. Чистота расы приводит нацию к вырождению, слияние рас к лучшей выживаемости - это уже доказано наукой. На Западе иногда говорят: эмигранты наше богатство. И в этом смысле Европа все больше походит на Америку - плавильный котел разных народов. Через одно-два поколение эмигранты врастают в культуру новой страны, становятся элементами ее развития.

Когда знакомят с французами, то от них часто можно услышать: у меня русская бабушка, мой отец японец, мой муж из Аргентины и т.д. Все эти люди без какой-либо дискриминации часть французского общества и его культуры.

Если задаться вопросом что такое нация, что ее формирует, то можно дать и такой простой ответ: язык и пейзаж. Язык надо понимать как фундамент национальной культуры, как культуру и историю в самом широком смысле слова. Ну а пейзаж (здесь подразумевается и климат и география, и образ жизни, и одежда, и кухня и обычаи) - это то, в чем люди живут, чем формируются.

Будут идти времена, а французы все так же будут давить вино из лозы, а немцы варить пиво. Закат Европы предсказывали еще столетие назад. А она снова живет, процветает и дает пример другим континентам.

Написавшие книгу 'Проект Россия' родились в СССР. Ненависть к Западу в крови у этих идеологических 'нашистов'. Вскормленные и воспитанные советской волчицей, они никогда уже не станут людьми среди людей. Окружающий мир им будет казаться враждебным, с противным человеческим запахом. На протянутую руку они всегда будут лязгать зубами, потявкивать, брызгать слюной. Надеются они прежде всего на силу своих клыков. Смена поколений: когда еще она произойдет?

И дальше, вопрос: что такое так презираемое авторами 'общество потребления' (ностальгически хочется очередей, дефицита...)? Ответ: это не что иное, как общество, где никто не голоден, все обуты-одеты. Хлеб насущный уже не нужно зарабатывать в поте лица. Все больше за людей работают умные машины и все больше у человека остается времени для жизни в свое удовольствие (именно в свое, а не кем-то навязанное).

Избежать ловушек общества потребления очень просто и все зависит от индивидуума - не потребляй и только. Не потребляй больше, чем тебе нужно, не потребляй что попало, только потому что это рекламируется, отбрось и осуди все виды так называемого 'престижного потребления'. Для такого типа поведения есть очень точное слово: самоограничение.

Здесь опять же очень важна частица 'cамо'. Ты ограничиваешь себя сам, а не кто-то другой, кто над тобой. Любители порассуждать иногда говорят, что мол и голод, и избыточное питание одинаково вредны для здоровья, могут привести к болезни и к смерти. Какая разница? Разница в том, что голод, плохое питание, обычно следствие социальных условий, в которых человек помимо его воли находится. В то время как обжорство - результат твоих собственных действий, пеняй на себя.

И здесь Запад, которому излишняя расточительность совсем не свойственна, тоже подает нам пример. Особенно западные женщины, до старости остающиеся стройными и спортивными, в отличие от многих российских, подобных самоограничений не признающих.

Демократия еще хороша и тем, что любой может проявить инициативу и развить ее до общественных размеров. Например, не нравится тебе реклама - увлеки людей на борьбу с ней. Если мы не будем покупать товары, прошедшие рекламу, а будем покупать товары, ей не подвергшиеся (они, как правило, по качеству такие же), то и реклама увянет.

Какую Россию хотят авторы 'спасать от демократии' и делать из нее Великое Православное Царство? Ту, где повальное взяточничество и казнокрадство? Где в двухстах километрах от столицы - пустыня, дома заколочены, земля брошена, зарастает бурьяном?

Впечатление таково, что мы надоели сами себе - русские бегут от русских. Кто может уезжают, устраиваются в других странах. Заслышав русскую речь, переходят на другую сторону улицы, лишь бы не встречаться с соотечественниками. В отличие от первой эмиграции, детей русскому языку не учат: а зачем?

Русским националистам свойственна ксенофобия. А ведь единственный рациональный выход для убывающей в своем населении России - стать второй Америкой. Стать страной эмигрантов - просторы необъятны и пусты. Открыть свои границы для всех желающих попытать счастье, применить свои таланты, начать новую жизнь. Именно на таких людях и взросла Америка. Они ее сделали первой страной мира. Никакое замшелое православие в данном случае не поможет.

В русской душе уже давно нет ничего загадочного. Уходят в прошлое, должны уйти в прошлое, все эти русские штучки вроде 'размахнись рука, раззудись плечо', русская удаль в обнимку с русским пьянством, русской безалаберностью, необязательностью, надеждой на авось и т.п. Это должно меняться, уже меняется и в связи с урбанизацией (в Москве и около живет 10% россиян, и сколько еще больших городов) и по причине чисто технических перемен в жизни. Можно себе представить лихого пьяного кучера с колокольчиками в заснеженных полях, но пьяный водитель машины в густонаселенном городе категорически недопостим. Для управления самолетами, сложным оборудованием, компьютерами нужен другой стиль, другая метальность, другой образ жизни. Надо меняться, иначе путь исчезновения с исторической арены станет необратим.

Может хватит, наконец, цепляться за старину, за вековые обычаи (да и где они после семидесяти лет советской власти?), усиленно интересоваться прошлым, идти вперед с головой повернутой назад.

Актуальный вопрос: насколько наше поведение обусловлено поступками наших предков и насколько оно зависит от нас самих? От нашего сознания, нашей воли. Если перед каждым человеком стоит жизненная задача самосовершенствования (ведь главный наш враг - мы сами), то почему такая же задача не может быть поставлена перед нацией?

Собственно, вся эта книга 'Проект Россия' - попытка партстроительства, рассуждения о том, как тихой сапой, никого не пугая, незаметно пробраться к власти и 'навести порядок' (они уже и цензуру легализируют: 'инфомационный щит', 'идейный радар'). И если этим запечным тараканам удадутся их планы, можно себе представить, какую стадно-соборную скучищу они разведут. И в самом деле, ведь эта жизнь их не интересует, они готовятся или говорят, что готовятся к 'жизни загробной'.

Поневоле вспомнится так не любимый ими Маяковский:

Радуйся, распятый Иисусе,

не слезай

с гвоздей своей доски,

а вторично явишься -

сюда

не суйся -

все равно:

повесишься с тоски!

* * * * * * *

Шелковский Игорь Сергеевич - род. в 1937. Скульптор. С 1976 был в эмиграции во Франции. Редактор и издатель 'А-Я' - журнала о неофициальном русском искусстве. Публиковался в газетах 'Русская мысль', 'Литературная газета', 'Общая Газета'. В журналах 'Зеркало' (Тель-Авив), 'Нева', 'Декоративное искусство' и др.

_____________________________________

'Проект Россия'