Ангела Меркель, 8 марта посетившая Россию с краткосрочным 'разведывательным' визитом, во время встречи с вновь избранным главой российского государства, состоявшейся в подмосковной резиденции Управления делами президента РФ 'замке Майендорф', обращаясь непосредственно к Д.Медведеву то ли в шутку, то ли всерьез обронила: 'Президент Путин только что сказал нам, что с вами мне будет не легче, чем с ним. Но я не дала себе воли и не сказала, что, надеюсь, и не сложнее...'
Как известно, в каждой шутке есть только доля шутки, и опасения канцлера Германии, касающиеся будущей внешней и внутренней политики российского руководства имеют под собой реальные основания. Во всяком случае события, произошедшие в России сразу же вслед за победой Д.Медведева на выборах, большого оптимизма у мирового сообщества не вызывают.
Как известно, начало президентства путинского преемника символично ознаменовалось 'двухдневной' (второй, или какой там по счету?) 'газовой войной' с Украиной, закончившейся для российского монополиста 'Газпрома' достаточно бесславно. Но не успела эта короткая 'война' завершиться, как усилиями Кремля целенаправленно создается новый прецедент, куда более сложный и непредсказуемый, причем в первую очередь для самой России.
Начало очередной российской инициативы было положено 6 марта, когда МИД РФ направил Исполнительному комитету СНГ официальную ноту, в которой сообщается, что 'Россия в силу изменившихся обстоятельств не считает себя более связанной положениями решения Совета глав государств СНГ 'О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия' от 19 января 1996 года'. 'Сохранение запретов полностью утрачивает свой смысл, препятствует реализации в регионе социально-экономических программ, обрекает народ Абхазии на неоправданные лишения', - говорится в ноте, и потому МИД России предлагает заодно и остальным странам СНГ предпринять аналогичные шаги и выйти из режима ограничений в отношении Абхазии.
Короче, Москва фактически отменяет санкции (единогласно принятые на одном из саммитов СНГ с подачи Грузии) против этой непризнанной республики и открыто заявляет, что экономические отношения с Абхазией отныне будут устанавливаться, как и с любым другим независимым государством. Кроме того, как по команде и тоже 6 марта парламентарии сразу двух Осетий - Северной и Южной одновременно обращаются Федеральное Собрание РФ с просьбой о признании Россией независимости Южной Осетии. Буквально на следующий день, 7 марта, стало известно, что уже в ближайший четверг - 13 марта, Госдума РФ в рамках парламентских слушаний намерена рассмотреть просьбы непризнанных республик и признать (!) их независимость. Для этого на заседание Госдумы даже приглашены руководители парламентов Абхазии, Южной Осетии, а также Приднестровья.
Первый заместитель председателя думского комитета по международным делам Л.Слуцкий в этой связи заявил: 'Государственная дума РФ намерена основываться на международном праве, которое предусматривает территориальную целостность Грузии, и которое Россия не ставит под сомнение'. Впрочем, пояснил он: 'Парламент Абхазии может принять в одностороннем порядке решение о провозглашении независимости. : Дума не будет зеркально отвечать на косовский прецедент, планов признания Абхазии и Южной Осетии у России пока нет. Но если Грузия попытается решить абхазский и южноосетинский вопросы силовым путем, то ситуация кардинально изменится, то же относится и к планам Тбилиси по вступлению в НАТО'.
Другими словами, Россия все-таки решила в очередной раз сыграть ва-банк и всеми силами пытается инициировать 'эффект домино', который, якобы, неизбежно должен последовать вслед за отделением провинции Косово от Сербии. Спонтанно этот эффект вряд ли наступит, поэтому России ничего не остается, кроме как первой дать толчок цепной реакции регионального сепаратизма, что позволит заодно окончательно дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Грузии.
Путин не раз и не два убеждал всех: 'Нам говорят - в Косово особый случай. Вранье это все, а не особый случай!.. Односторонняя поддержка независимости Косово является не моральной и не правовой. Нельзя поощрять сепаратизм...' Как оказалось, с сепаратизмом не так все безнадежно, поощрять его, в принципе, нельзя, но если очень хочется, то ...можно.
Особенно когда есть надежда, что вот посмотрят испанские баски, бельгийские валлоны, французские корсиканцы или британские ирландцы на абхазов с осетинами, впечатлятся их обретенной 'независимостью', да и разнесут к черту всю Европу на удельные княжества. Вспомнят тогда в Брюсселе про Косово, ужаснутся своей непоправимой ошибке, да будет поздно...
Но только я бы на счет европейцев очень уж сильно не обольщался. Сепаратизм в Европе и на постсоветском пространстве - это, как говорится, две большие разницы. Во-первых, и это самое главное, ни баскские и корсиканские сепаратисты, ни ольстерские и фламандские ирредентисты, отрицающие свою испанскую, французскую, британскую, бельгийскую идентичность, ничего не имеют против единой Европы и против того, чтобы их считали европейцами. Даже их самые непримиримые вожди прекрасно понимают - ни Франция, ни Испания, ни Британия после гипотетического отделения сепаратистских территорий никуда не денутся, да и сами эти территории тоже останутся в Европе, но только превратятся внутри Евросоюза в 'автономии второго уровня', что заметно понизит их статус и заметно скажется на качестве жизни граждан. А это не есть хорошо. И поэтому сепаратизм у них, как правило, имеет продолжение, но не имеет конца.
Во-вторых, сепаратистов в Европе никто не поддерживает и помощи, как политической, так и материальной, со стороны им ждать неоткуда.
А в-третьих, у Европы огромный опыт, она всегда была 'лоскутным одеялом' и знает множество противоядий собственному сепаратизму. Одно из последних - выработка особой региональной политики, когда отдельным регионам, будь то субъекты федераций или просто административно-территориальные единицы государств, придается особый статус (так называемая 'Европа регионов'): у них есть не только свое трансграничное политико-правовое пространство, но и право вступать во взаимоотношения со всеми прочими субъектами европейской политической системы, даже практически 'через голову' национального правительства.
Имеет место там и создание целых 'еврорегионов' - экономико-политических объединений нескольких регионов из разных государств Европы. Все это стало возможным, благодаря сложившейся веками культуре европейского федерализма - ведь очень многие регионы Европы (как части внутри государств) имеют более древнюю историю и более прочную общность, чем сами государства, в состав которых они входят. Их границы, политическое устройство и этнокультурное пространство - более постоянны, чем государственные. Европейцы это хорошо понимают и потому позволяют таким регионам быть максимально самостоятельными, справедливо полагая, что тем самым они еще прочнее будут включаться в общеевропейский 'формат'.
А вот понимает ли руководство России, приступая к процессу признания постсоветских автономий в составе сопредельных государств, какого страшного 'джина' оно 'выпускает из бутылки'? Мало этого - Москва призывает и остальные страны СНГ присоединиться к российской политике поощрения сепаратизма на постсоветском пространстве, по своему содержанию точно такого же, против которого она так отчаянно протестовала в случае с Косово... Я уже не говорю о том, что, признавая независимость Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, Россия тем самым автоматически как бы признает и независимость Косово, что никак не соответствует всем предыдущим российским заявлениям. Только к чему это все приведет, вот вопрос.
С Косово и Сербией, я уверен, в Европе разберутся, тем более, что большинству сербов край Косово, густо населенный албанцами, и даром не нужен. К сожалению, постсоветская Евразия - это не Европа, тут могут такие страсти разгореться, что мало никому не покажется. Причем, везде, за исключением может быть Беларуси, хотя и у нас в свое время известная спецслужба имела намерение на скорую руку сварганить что-то вроде мятежной автономии - 'Полесской республики ятвягов', чтобы потом разорвать Беларусь на части. А что тогда говорить про Кавказ с Закавказьем, Украину, Молдову, Казахстан и далее почти везде...
О России особый разговор, но если кто думает, что сепаратизм в России ограничивается только якобы 'замиренной' Чечней, то он глубоко заблуждается. О российском сепаратизме в последние годы вслух говорить не принято, но, как кто-то недавно упомянул в блоге - суслика хотя и не видно... Опасность сепаратизма в России в массовом сознании обычно связывается с национальными автономиями, многие из которых (например, Татарстан, Чечня) в настоящее время уже и так больше напоминают суверенные государства.
Однако угроза территориальной целостности России исходит не только от них, стремление к независимости от Москвы растет и во многих, как их называют, 'русских субэтносах'. На одном из независимых российских сайтов один из журналистов, некто Дмитрий Орлов, пишет: 'Раздел России - не теория, а практика, жизненные требования порабощенных народов. В самой России ширится стремление как нерусских, так и субэтнических русских народов к свободе и независимости от Московской Орды. Граждане таких оккупированных Московской Ордой русских субэтнических государств, как Артания (Рязанское Княжество), Ингрия (Ингерманландия), Новгородская Республика, Государство Тверь, Уральская Республика, Сибирь, Республика Поволжье, Республика Восточная Пруссия (Калининградская область), Казакия, Карелия, Дальневосточная Республика и т.д., не говоря уже о нерусских странах, все решительнее вступают в борьбу с кровавой империей со справедливым требованием разделить Россию на более 100 независимых стран. Раздел России - единственная возможность избавиться от векового проклятия, тяготеющего над этой кровавой 600-летней империей'.
Все это можно было бы принять за обычную провокацию, но только действительность свидетельствует об обратном. Так, например, известно, что в Санкт-Петербурге немало сторонников создания 'Ингрии', или иначе - 'Республики Ингерманландия'. Конечная цель приверженцев этого проекта - 'не входить ни в какую федерацию', но 'состоять в ООН и НАТО'. 'Ингрийцы' уверены, что в случае нападения Европы на Россию 'все здравомыслящие люди тут же перейдут на сторону европейцев'.
Или другой случай - 21 сентября 2007 года в Архангельске прошел 'Съезд поморского народа', участники которого заявили о себе как об особой нации. Причем, в поморских землях (как и в Сибири), речь идет даже о создании нового языка, отличающегося от русского ('поморска говора'). Еще в 2002 году во время официальной переписи населения порядка шести с половиной тысяч человек заявили о своей 'поморской' национальности, отличной от русской.
Некоторые рязанцы, они же 'артанцы', уже изобрели свой государственный флаг и настроены резко отрицательно к 'оккупации' их древней страны Россией, которую они называют 'Московской Ордой'. В перспективе собирается отделиться от 'Московской Орды' и 'русское государство Залесье' со столицей в Ростове Великом. Об угрозе сепаратизма периодически вспоминают в Сибири и на Дальнем Востоке. На той же Камчатке не раз раздавались голоса, что Камчатка должна или потребовать от России оплаты аренды земли под военные базы, или развиваться самостоятельно по примеру Исландии. Подобные настроения существуют и на Курилах, а также в других дальневосточных регионах - в Сибири, Поволжье и еще много где в России.
Конечно, на сегодняшний день можно утверждать, что сепаратистская активность на территории РФ, особенно в 'субэтнических' русских регионах носит преимущественно маргинальный характер. Политических сил внутри страны, способных поставить под угрозу территориальную целостность РФ, в настоящее время нет, а сепаратистская деятельность проявляется пока в основном в культурной, научной и идеологической сферах. Но все это до поры, до времени.
Духовных, культурных и всяких других 'скреп' между раздувшейся от богатства Москвой с ее 72 долларовыми миллиардерами (!) и крайне бедными отдаленными регионами России становится все меньше, ненависть к Москве у провинциалов с каждым годом растет, а значит в будущем все возможно. Поэтому российскому руководству следовало бы быть очень осмотрительным, и, прежде чем приступать к 'расчленению' какого-либо соседнего государства, не мешало бы здорово подумать о последствиях. Вот возьмет после этого однажды Сахалинская область вместе с Курилами, да и объявит о своей независимости с последующим присоединением к Японии... А что, если можно абхазам, то почему им нельзя?
И уж ни в коем случае в подобных сепаратистских играх не должна участвовать Беларусь. Как бы Москва не настаивала на союзной солидарности и не требовала от нас в обмен на очередное 'что-то' признать отколовшиеся части Грузии или Приднестровье. Нам только чужого сепаратизма еще не хватало. Ведь даже ребенку понятно - сегодня мы поможем поделить чью-то территорию, а завтра кто-то придет и поделит нашу. Как говорится, перефразируя известное выражение - не делите, и неделимы будете...
_____________________
Россия извлекает выгоду из опасений вокруг Косово ("Time", США)