Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Роль Германии в отделении Косово

Немецкая армия в 1999 году впервые после окончания Второй мировой войны приняла участие в военной интервенции за пределами Германии

Роль Германии в отделении Косово picture
Роль Германии в отделении Косово picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внешняя политика Германии в течение более десяти лет работала над отделением Косово от Сербии. И хотя официально Германия всегда надеялась добиться своей цели при одобрении России, поддержав одностороннюю независимость Косово несмотря на сопротивление Москвы, немецкое правительство снова подожгло фитиль под балканской пороховой бочкой

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Lilu, за что мы ей крайне признательны

______________________________________________

Правительство Германии официально признало независимость Косово 20 февраля. Оно сделало это, несмотря на прогнозируемый политический риск: риск конфликта с Россией, вспышки новых конфликтов на Балканах и поощрения сепаратистских тенденций в других кризисных регионах мира.

Берлин получал немало предостережений. В январе немецкий фонд 'Наука и политика', имеющий определенное влияние и тесные связи в правительстве, недвусмысленно предостерег от одностороннего провозглашения независимости сербской провинцией. В докладе фонда вынесено предупреждение о том, что отделение Косово подвергает риску сплоченность Боснии-Герцеговины и Македонии и угрожает 'отношениям между Соединенными Штатами, Европой и Россией'.

Эксперт по юридическим вопросам, также являющийся советником германского МИДа, предупредил в своей статье в консервативной Frankfurter Allgemeine Zeitung, что факт независимости Косово создает прецедент, который может обернуться 'против западных держав в других случаях'. Предостережения также поступали и из рядов правящей коалиции, в которую входят ХДС-ХСС (Христианско-демократический союз Германии и Христианско-социальный союз) и от СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), в лице представителя парламентской фракции СДПГ по вопросам внешней политики Герта Вайскирхена (Gert Weisskirchen), который даже назвал Косово 'мафиозным государством'.

Руководимое Ангелой Меркель (Angela Merkel, ХДС) правительство никакого внимания на эти возражения не обратило и одним из первых признало Косово независимым государством. Тем самым оно продемонстрировало, что готово следовать за Соединенными Штатами и пойти на риск обострения отношений с Россией. Этим шагом германское правительство отказалось от тесного сотрудничества с режимом Путина, начатого правительством Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder, СДПГ).

Правящие политические и деловые круги, как в Германии, так и в Евросоюзе все больше озабочены зависимостью Европы от импорта нефти и природного газа из России. И Балканы являются важным регионом для транзита нефти и природного газа по проектируемым трубопроводам, которые смогут поставлять энергоресурсы в Западную Европу в обход России.

Таким образом, контроль над Балканами и уменьшение российского влияния в этом регионе имеют большое значение для ЕС и Германии, и превратились в важный элемент их внешней политики. Что и было четко сформулировано в докладе, составленном Франц-Лотаром Альтманном (Franz Lothar Altmann) для фонда 'Наука и политика' и опубликованном в январе 2007 года.

После ликвидации Варшавского блока и развала Советского Союза в начале 1990-х целью внешней политики Германии стало ослабление влияния Сербии, традиционного союзника и государства-партнера России.

В 1991 году германское правительство ускорило распад Югославии, поспешно признав независимость Словении и Хорватии. В 1995 году оно воспользовалось войной в Боснии в качестве предлога для того, чтобы разместить свои войска за пределами Германии под видом оказания так называемой гуманитарной помощи, и с тех пор высокопоставленные немецкие дипломаты играют решающую роль в становлении Боснии-Герцеговины.

Долгая история поддержки косоварских сепаратистов

С момента распада Советского Союза Косово стало занимать центральное место в немецкой политике в Юго-Восточной Европе. В 1989 году Милошевич (Milosevic), являвшийся тогда президентом Сербии и впоследствии ставший президентом Югославии, отменил автономию Косово и вскоре после этого распустил парламент края.

В ответ на это было создано неофициальное правительство - Демократическая лига Косово (ДЛК) под руководством президента и этнического албанца Ибрагима Руговы (Ibrahim Rugova). Он назначил премьер-министром своего верного союзника Буяра Букоши (Bujar Bukoshi). Это правительство в изгнании обосновалось в Германии, где получило поддержку.

Албания в начале 1990-х также получала поддержку немецкого правительства под руководством Гельмута Коля (Helmut Kohl, ХДС). Эта поддержка выразилась в германо-албанском соглашении, подписанном в 1995 году в Тиране президентом Германии Романом Херцогом (Roman Herzog). Это соглашение апеллировало к 'праву всех народов на самоопределение', но явно относилось к Косово, большую часть населения которого составляли этнические албанцы. Одновременно в Тиране был открыт отдел БНД, Федеральной разведывательной службы Германии, для оказания помощи в организации нелегальных вооруженных формирований в Косово.

Средства для этого проекта были собраны Букоши, который поддерживал тесные связи с немецким министром иностранных дел того времени Клаусом Кинкелем (Klaus Kinkel, СвДП). В 1995 году Букоши дистанцировался от ненасильственного курса Руговы и начал набирать рекрутов в Вооруженные силы республики Косово (ВСРК), которые затем были интегрированы в ОАК (UCK, Освободительная армия Косово) в 1998 году.

Конфликт в Косово обострился в результате атаки ОАК на пять лагерей сербских беженцев в 1996 году. ОАК быстро развивалась при помощи США и Германии и получала оружие и технику с другой стороны границы, из Албании.

В 1998 году усилилось международное давление с требованием ввести эмбарго на поставки оружия, и албанский премьер-министр Фатос Нано (Fatos Nano) обратился к НАТО с просьбой помочь Албании в контроле над границей с Косово и попытке сдержать ОАК.

В то время любое размещение войск НАТО в Албании означало бы прямую конфронтацию с ОАК и нанесло бы тяжелый удар по устремлениям Германии на Балканах. Поэтому немецкий министр иностранных дел Клаус Кинкель (Klaus Kinkel) наложил вето на эту операцию, заявив: 'Конечно, следует подумать, можно ли с моральной и этической точки зрения препятствовать косовским албанцам в приобретении оружия для самообороны'.

Бывший тогда министром обороны Германии Фолькер Рюэ (Volker Ruehe, ХДС) использовал аргумент, ставший позднее официальной позицией германского правительства: Милошевич проводит широкомасштабную этническую чистку. Рюэ заявил: 'Проблему Косово невозможно решить отправкой войск в Албанию и закрытием границы с Косово, поощряя тем самым операции господина Милошевича'. Это заявление было равносильно оправданию действий ОАК.

В марте 2000 года Frankfurter Allgemeine Zeitung написала о том, что Германия среди прочего побуждала ОАК спровоцировать гуманитарный кризис, который можно было бы использовать как обоснование для интервенции НАТО. Газета процитировала в этом контексте отрывок из основного доклада на заседании Парламентской ассамблеи НАТО по поводу кризиса в Косово: 'Сербские репрессии уменьшились в период с октября по декабрь 1998 года. С другой стороны, предпринимаются недостаточные меры, чтобы сдержать ОАК, которая смогла собрать средства в США и в Западной Европе - особенно в Германии и Швейцарии, а также рекрутировать новобранцев и переправить оружие через албанскую границу. Благодаря этому ОАК смогла значительно усилить свои атаки против сербских сил безопасности и против гражданского населения с начала декабря 1998 г.'.

Ультиматум Рамбуйе

На конференции в Рамбуйе (Франция), которая проводилась в феврале 1999 года, югославское правительство под руководством президента Милошевича (Milosevic) было поставлено перед ультиматумом, условия которого были заведомо неприемлемыми. Документ был составлен главным образом американским госсекретарем Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) и германским министром иностранных дел Йошкой Фишером (Joschka Fischer), представителем партии 'Зеленых'.

Фишер предварительно добился того, чтобы Европейский Союз на переговорах в Рамбуйе представлял австриец Вольфганг Петрич (Wolfgang Petritsch). Петрич не только был решительным противником Сербии, которая доминировала в Югославской Федерации, но и имел тесные связи с ОАК. Он организовал участие представителей партизанского движения в конференции. ОАК за столом переговоров представлял Хашим Тачи (Hashim Thaci).

Де-факто это означало дипломатическое признание Тачи, который в то время находился под следствием в связи с террористическими нападениями на сербские силы безопасности и ликвидацией несогласных среди боевиков ОАК. Немецкому правительству удалось добиться того, чтобы ОАК стала определяющим политическим фактором в Косово.

Как и ожидалось, сербская делегация ультиматум отвергла, и НАТО начала бомбардировки Сербии в марте 1999 года. Это позволило немецкой армии впервые после окончания Второй мировой войны принять участие в военной интервенции за пределами Германии. Немецкий канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder, СДПГ) сказал тогда о 'снятии табу в отношении армии', выразив тем самым новые амбиции Германии как великой державы.

В конце кампании бомбардировок НАТО, которая длилась одиннадцать недель, Косово было передано под управление Организации Объединенных Наций, а политический и военный контроль перешел к странам НАТО, которые провели военную операцию. Гражданское управление осуществлялось Миссией ООН в Косово (UNMIK - УНМИК), а военный контроль обеспечивался международными вооруженными силами под командованием НАТО в Косово (KFOR - КФОР).

Резолюция Совета безопасности ООН о создании Миссии ООН в Косово, которая лишила югославское государство организационного контроля над Косово, не только ничего не говорила о независимости Косово, но гарантировала суверенитет и территориальную целостность Югославской Федерации, то есть продолжала считать Косово неотъемлемой частью Югославии. Это являлось, помимо прочего, уступкой России, которая отказалась утвердить текст, создававший юридические основания для отделения Косово.

Одностороннее провозглашение независимости Косово на прошлой неделе и ее признание Соединенными Штатами и ведущими странами Европейского Союза произошло без новой резолюции Совета безопасности ООН. Принятие подобной резолюции было бы заблокировано Россией, которая заявила, что в таком случае она использует свое право вето. Таким образом, одностороннее отделение провинции было осуществлено в нарушение международного права.

С самого начала совместного управления Косово силами ООН и НАТО германское правительство смогло добиться, чтобы важные посты как в Миссии ООН в Косово, так и в международных силах под командованием НАТО в провинции занимали немецкие дипломаты и генералы.

Командующим силами KФOР в 1999 году был назначен немецкий генерал Клаус Райнхард (Klaus Reinhardt). Его преемником стал Хольгер Каммерхоф (Holger Kammerhof), командовавший силами КФОР с сентября 2003 г. по август 2004 г. Другой немецкий офицер, Роланд Катер (Roland Kather), командовал силами KФOР с сентября 2006 г. по август 2007 г.

Самый крупный антисербский погром, устроенный албанскими ультранационалистами, случился во время, когда силами KФOР командовал Каммерхоф. В марте 2004 года были убиты десятки сербов, цыган и ашкали, а тысячи были изгнаны со своей земли косоварскими албанцами, в то время как силы КФОР смотрели на все это, не вмешиваясь.

В администрации гражданской миссии ООН в Косово работали два немецких высокопоставленных дипломата. Михаэль Штайнер (Michael Steiner) руководил администрацией ООН с 2002 по 2003 год. Штайнер являлся координатором германской политики на Балканах в правительстве Шредера. С сентября 2006 года этот же пост занимает Йоахим Рюкер (Joachim Ruecker), который, как и Штайнер, близок к СДПГ. Рюкер ранее работал в структурах ООН в Боснии-Герцеговине и министерстве иностранных дел Германии.

Другие фигуры, игравшие важную роль в регионе, это - Том Кенигс (Tom Koenigs) от партии 'Зеленых', бывший заместитель главы миссии ООН Бернар Кушнер (Bernard Kouchner, который сегодня является министром иностранных дел Франции), который участвовал в создании гражданских институтов власти в Косово, и Бодо Хомбах (Bodo Hombach, СДПГ), бывший руководитель канцелярии главы германского правительства при Шредере. В 1999 году Хомбах был назначен координатором европейского 'Пакта стабильности для Южной Европы'.

'Возрождение' Косово

Немецкие политики также участвовали в выработке планов УНМИК для восстановления инфраструктуры Косово и развития ее экономики. 'Возрождение' экономики Косово должно было проходить строго на принципах 'свободного рынка' и означало на самом деле то, что страны НАТО во главе с Германией смогли завладеть природными ресурсами провинции. 'Возрождение' здесь означало приватизацию промышленных и сельскохозяйственных предприятий Косово, которые являлись по большей части государственными.

Эта приватизация стала главным приоритетом для Косовского трастового агентства (Kosovo Trust Agency - KTAS), которое было создано в 2003 году под покровительством бывшего министра экономики Германии графа Николауса Ламбсдорффа (Nikolaus Graf Lambsdorff, СвДП). Его преемником на этом посту в 2004 году стал Йоахим Рюкер.

Приватизация, которой руководил Рюкер, была беспощадной. Работников государственных предприятий либо увольняли, либо предлагали им минимальную компенсацию, чтобы они уволились по собственному желанию. Около 200 из приватизированных сегодня госпредприятий были проданы на закрытых аукционах в основном иностранным инвесторам, что повлекло обвинения агентства KTAS в коррупции.

Так, горно-металлургический комплекс 'ФерроНикели' (FerroNickeli), в который входят карьеры и плавильный завод, был против воли рабочих фактически не продан, а подарен всего за 33 миллиона евро, хотя были и более высокие предложения по его цене. Бенефициаром стала казахская компания Alferon, в которой участвует в свою очередь немецкая Thyssen-Krupp. Также немецкие компании интересуются горнорудным комплексом 'Трепча', который расположен на севере Косово, и стоимость которого оценивается примерно в 5 миллиардов евро. Продажа комплекса 'Трепча', который был взят под контроль в 2000 году 2900 военными НАТО, выгнавшими работников и управляющих комплекса, задерживается якобы из-за непроясненных отношений собственности.

Кроме прочего Косово располагает самыми крупными в Европе запасами бурого угля, хотя сама провинция страдает от дефицита энергии, и во многих домохозяйствах электричество бывает лишь несколько часов в день. Официально уровень безработицы составляет 45%, но в реальности он достигает 70% или даже 80%, ярко иллюстрируя тот факт, что для УНМИК главным является удовлетворение иностранных инвесторов, а не нужд местного населения.

Агентство KTAS, представляющее как индивидуальные, так и деловые интересы, похоже на справочник 'Кто есть кто' делового мира Германии. В нем участвуют такие ведущие финансовые организации как Deutsche Bank и HypoVereinsbank, крупные концерны вроде Siemens. Их представителем в Косово является Михаэль Шефер (Michael Schaefer), бывший директор политического департамента министерства иностранных дел Германии. Шефер использовал свое влияние в интересах бывшего премьер-министра Косово Рамуша Харадиная (Ramush Haradinaj), обвиняемого Гаагским Международным трибуналом в преступлениях против человечности и военных преступлениях.

Харадинай, бывший одним из лидеров ОАК, характеризуется в докладе немецкой Федеральной разведывательной службы от 2005 года как один из самых влиятельных и опасных клановых лидеров в Косово. В докладе среди прочего сказано: 'Структура вокруг Рамуша Харадиная сконцентрирована в регионе Дечани и опирается на клановые семейные отношения; она занимается всем спектром криминальной, политической и военной деятельности, что оказывает серьезное влияние на безопасность во всем Косово. Эта структура насчитывает примерно сто человек и занимается контрабандой оружия и наркотиков, а также незаконной торговлей облагаемыми пошлинами товарами. Кроме того, она контролирует местные органы власти'.

Между тем немецкое правительство продолжает поддерживать прямые и партнерские отношения с криминальными и ультранационалистическими силами в Косово. Немецкие представители в руководстве УНМИК и КФОР закрывают глаза на преступления, совершаемые радикальными националистами в провинции, которые провели кампанию убийств и изгнаний, чтобы обеспечить 'этнически чистое' албанское Косово. В 1953 году число сербов, живших в Косово, все еще составляло 24%. В 1998 году их было уже менее 10%. Сегодня в Косово живут около 120000 сербов, половина которых находятся в этнических анклавах, их число составляет около 5% от всего населения.

Германское политическое руководство очень рано стало высказываться за независимость Косово. В 2001 году Гернот Эрлер (Gernot Erler, СДПГ), государственный министр германского МИДа, заявил радиостанции Deutschlandfunk, что в случае с Косово границы не следует считать нерушимыми. Кстати говоря, еще в апреле 1999 года во время воздушных налетов НАТО представитель фракции ХДС по вопросам внешней политики Карл Ламерс (Karl Lamers) пообещал в Бундестаге, что Косово получит независимость.

С 2005 года западные державы активизировали свои усилия, чтобы добиться независимости Косово. Для этого бывший финский премьер-министр Марти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) был назначен посредником ООН. Ахтисаари разработал план, включавший 'условную независимость' провинции, и сводивший ее на самом деле к созданию европейского протектората. Этот план натолкнулся на непримиримое сопротивление Сербии и России. На переговорах между Сербией и так называемой 'тройкой' (Соединенные Штаты, Россия, Евросоюз) ЕС представлял еще один немец, Вольфганг Ишингер (Wolfgang Ischinger), являющийся сегодня германским послом в Лондоне. Ишингер рьяно защищал план Ахтисаари от противодействия Сербии и российского вето, и сыграл решающую роль в навязывании отделения Косово.

Ахтисаари также действовал не совсем беспристрастно. Между 2000 и 2004 гг. он являлся президентом International Crisis Group (ICG), аналитического центра, финансируемого Соединенными Штатами, в руководящий комитет которого входят высокопоставленные североамериканские и европейские дипломаты и военные.

Среди членов руководящего комитета ICG - американский миллиардер Джордж Сорос (George Soros), американский генерал в отставке Уэсли Кларк (Wesley Clarke), бывший командующий силами НАТО в войне против Сербии, Йошка Фишер (Joschka Fischer), Фридберт Пфлюгер (Friedbert Pflüger) от ХДС и Ута Запф (Uta Zapf) от СДПГ. International Crisis Group на самом раннем этапе лоббировал отделение Косово и сыграл решающую роль в приватизации косовского промышленного комплекса 'Трепча'.

Внешняя политика Германии в течение более десяти лет работала над отделением Косово от Сербии. И хотя официально Германия всегда надеялась добиться своей цели при одобрении России, поддержав одностороннюю независимость Косово, несмотря на сопротивление Москвы, немецкое правительство снова подожгло фитиль под балканской пороховой бочкой.

______________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Lilu

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

______________________________________________

Мы не можем поддержать США по Косово ("Daily Pioneer", Индия)

Бикфордов шнур Косово ("Русская Германия", Германия)