Санкт-Петербург - Борис Чиванов сидел в своей "Ладе", выпушенной в 1997 году, и рассказывал о ее многочисленных недостатках, из-за которых он решил расстаться с этим фиолетовым хэтчбеком.
Дворники перестали работать уже давно. Дверца багажника не открывается. "Чтобы закрыть окно, - говорит он, - необходимо пальцами подталкивать стекло вверх".
В то утро Чиванов, милиционер из Санкт-Петербурга, купил новый автомобиль Opel Astra 2007 года выпуска, присоединившись к миллионам россиян, которые благодаря возрождению российской экономики меняют свои "Лады", "Жигули" и "Москвичи" на иномарки Camry, Focus и Passat.
Происходящая в России автомобильная революция отражает рост среднего класса в крупных городах России - и свидетельствует о том, что иностранные производители признали, что страна, менее десяти лет назад бывшая в упадке, теперь является самым большим и доходным автомобильным рынком в мире.
По словам генерального директора General Motors Ричарда Вагонера (Richard Wagoner), эта тенденция превращает второй по величине город России, Санкт-Петербург, в "Северный Детройт".
На построенном здесь новом заводе концерн Toyota производит 20000 машин марки Camry, в следующем году эту цифру планируется увеличить до 50000 автомобилей в год. По соседству с расширяющимся производством компании Toyota строит свой завод General Motors, на котором ежегодно будет производиться 25000 внедорожников Chevrolet Captiva.
Ford собирает модели Focus на заводе в пригороде Санкт-Петербурга. Nissan, Suzuki и Hyundai тоже планируют построить здесь свои предприятия. Второй центр сосредоточения иностранных автопроизводителей возникает в Калуге, городе с населением в 350000 человек, находящемся неподалеку от бурно развивающейся Москвы. На недавно построенном здесь заводе Volkswagen начал выпускать машины Passat и Skoda Octavia. Peugeot Citroen тоже планирует построить здесь завод, а в следующем году здесь же откроется новый завод Volvo.
"Речь идет о гонке, и гонка эта происходит в России, - говорит Зигфрид Вольф (Siegfried Wolf), генеральный директор канадской компании Magna International, одного из крупнейших в мире поставщиков автомобильных запчастей. - Рынок в России растет очень быстро, гораздо быстрее, чем мы ожидали".
В советскую эпоху обладание автомобилем было доступно лишь элите Коммунистической партии и самым везучим из рядовых россиян. Советские граждане, которые смогли скопить достаточно денег на покупку "Лады" или угловатого "Москвича", должны были стоять в очередях, которые растягивались на 10 лет.
В то время основным транспортом на полупустых улицах Москвы были грузовики и автобусы. Сегодня в рабочее время улицы забиты пробками, поездка, которая должна длиться 15 минут, может занять час или даже больше. Нередко можно увидеть, как многочисленные BMW и Chevy Blazer объезжают пробки, двигаясь по тротуарам и громко сигналя прохожим, мешающим им проехать.
Московские улицы, возможно, уже и достигли предела пропускной способности, однако о российском автомобильном рынке этого сказать нельзя. По последним данным Организации Объединенных Наций, в России на 1000 жителей приходится всего 124 автомобиля, по сравнению с 426-ю в Великобритании, 566-ю в Италии и 765-ю в США.
Вследствие этого иностранные автопроизводители стекаются в Россию, где они открывают заводы в таких местах, как Шушары - мрачный промышленный район на юге Санкт-Петербурга. Сейчас здесь идет строительство завода General Motors, неподалеку от него стоит завод Toyota, выпускающий Camry.
"Этот рынок растет с невероятной скоростью, - говорит Ичиро Чиба (Ichiro Chiba), директор петербургского завода Toyota. - И, несомненно, этот рынок будет расти и дальше, подталкиваемый, как локомотивом, средним классом".
Рынок обладает очень высоким потенциалом и, по словам руководителей автопредприятий, их главная задача сводится к тому, чтобы производить автомобили достаточно быстро, чтобы успевать удовлетворять огромный спрос.
"Главный вопрос, стоящий перед идущими в Россию мировыми автопроизводителями - кто быстрее, - говорит президент General Motors Europe Карл-Питер Форстер (Carl-Peter Forster). - Сейчас все зависит от скорости - с которой осуществляются правильные стратегические шаги по строительству заводов и созданию сильной дилерской сети".
Перед российскими производителями автомобилей стоят очень сложные задачи. Российская автомобильная промышленность должна найти способы выживания, и они могут заключаться в объединении с иностранцами. "Автоваз", выпускающий широко распространенную "Ладу", недавно продал 25 процентов своих акций французской автомобильной компании Renault за 1 миллиард долларов США. "Автоваз" надеется, что эта сделка вдохнет новую жизнь в его спотыкающееся производство.
Даже если российские автопроизводители вернутся в строй, им придется еще побороться за покупателей, таких как 35-летний Чиванов, который зарекся покупать российские автомобили. По его словам, ему с лихвой хватило всех тех проблем, которые ему приходилось решать, чтобы заставить свою "Ладу" двигаться. В тот день, когда он покупал свой новый Opel, ему пришлось просить друга подвести его в автомагазин, так как у его "Лады" полетело сцепление.
"Догонят ли когда-нибудь российские автопроизводители иностранных? - спрашивает Чиванов. - Не скоро".
______________________________________________________________
Российские покупатели идут вразнос ("Business Week", США)
В России возрождается автомобильная промышленность ("The Economist", Великобритания)