Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что было сказано на встрече Путин-Саакашвили, и что не выполнила Грузия?

Малхаз Гулашвили: Власти Грузии постепенно оказываются в международной изоляции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузии следует быть предельно осторожной, хотя бы до того момента, пока в Америке не стабилизируется ситуация, связанная с президентскими выборами. Америку ожидают очень трудные выборы. Ситуация там не утрясется и после их завершения. А до этого Грузия, фактически, не будет иметь покровителя, и никто не знает, что в такое время может произойти...

Очевидно, что позиции Грузии на международном уровне оставляют желать лучшего. Ни с Россией, ни с Североатлантическим альянсом наладить отношения мы не смогли. Правда, после встречи Саакашвили и Путина, грузинские политики заговорили об определенных положительных сдвигах, хотя в реальности все обстоит иначе. Вскоре после встречи глав двух государств министр иностранных дел России Сергей Лавров, охладил эйфорию грузинской стороны, а затем Кремль в одностороннем порядке заявил о снятии с Абхазии экономического эмбарго.

В ответ на это власти Грузии начали усиленно разыгрывать карту НАТО, рассчитывая за считанные недели перейти на 'МАП' (План действий по вступлению в НАТО). Но и на это раз наши ожидания не оправдались. На последнем заседании НАТО на уровне министров иностранных дел было недвусмысленно сказано, что ни Украина, ни Грузия пока не готовы к 'МАП' - программе НАТО по подготовке к членству в этом альянсе. По мнению экспертов, определенную роль в этом сыграла позиция России. Хотя можем обнадеживать себя тем, что нам пообещали включить Грузию к системе обменов данных радаров НАТО. Осуществится ли на деле это обещание, сейчас трудно сказать.

Хотя бы потому, что в последнее время власть стала чаще говорить об успехах во внешней политике, однако реальных результатов не видно, скорее наоборот. Что произошло на встрече Путина и Саакашвили, о чем они договорились, почему Бакрадзе (министр иностранных дел Грузии) говорил одно, а позже Сергей Лавров опроверг его высказывания? На эту тему беседа с президентом холдинга 'Georgian Times' Малхазом Гулашвили.

Малхаз Гулашвили: 'Встреча первых лиц Грузии и России почему-то освещалась грузинскими СМИ и некоторыми политиками односторонне. Как нам стало известно, разговор на ней состоялся такой - если Грузия выполнит заключенные в связи с выводом российских войск соглашения, по которым на ее территории не будут размещены военные базы иностранных государств, а в Батуми будет создан антитеррористический центр, то Москва откроет воздушный коридор, снимет эмбарго и упростит визовый режим.

К сожалению, новый министр иностранных дел, видимо, по неопытности, заявил, что Россия согласна, чтобы грузинские таможенники служили на таможенно-пропускных пунктах на реке Псоу и в Рокском туннеле. Якобы на эту тему подготавливается совместное заявление сторон. Однако сказанное министром не соответствовало действительности. Как нам стало известно из достоверного источника, на встрече речь шла лишь о том, что только в том случае, если Грузия выполнит взятые на себя обязательства, встанет вопрос о снятии эмбарго и возобновлении воздушного сообщения. Почему-то в своем выступлении Бакрадзе не акцентировал внимание на этих обязательствах, что и вызвало раздражение российской стороны.

- Кроме того, как известно, обсуждался и вопрос интеграции Грузии в НАТО. Вы знаете, какие требования выдвинула Россия Грузии в связи с этим?

- Насколько я знаю, Путин обрисовал главе нашего государства в перспективе те процессы, которые в случае членства Грузии в НАТО могут последовать со стороны России, добавив и то, какие процессы может вызвать признание независимости Косово. Грузинская сторона не довела до общественности все это в том виде, как это обсуждалось на встрече.

Ясно, что это тоже добавило раздражения нашему северному соседу, тем более что это происходило перед президентскими выборами в России и заявления, подобные тому, что Кремль пошел на уступки Грузии, были невыгодны Москве. Россия попыталась чем-то это компенсировать, именно поэтому и последовали агрессивные заявления министра иностранных дел Лаврова, в том числе и о снятии экономической блокады Абхазии. Вообще-то, если мы предлагаем абхазам диалог, мы могли бы и сами снять эмбарго и тем самым оказаться в политически более выигрышной ситуации. Ведь эмбарго со стороны России носило только формальный характер, и уже было ранее фактически снято. Напомню, что российские инвестиции беспрепятственно вкладываются в экономику Абхазии, там заработали заводы, проданы курорты, граница между Россией и Грузией на этом участке - фиктивная, а основная часть населения Абхазии - граждане России.

- Несмотря на это, власти Грузии успокаивают нас, говоря, что вступление в НАТО почти гарантировано, и это следует считать бесспорным достижением грузинской международной политики. А если это и вправду так?

- Что касается международной политики, в частности, в связи с НАТО, средства массовой информации и в этом случае избегают говорить правду. Высказывания самого Схеффера и других официальных представителей свидетельствуют о том, что и на этом фланге мы не можем похвастаться успехами. Германия и ряд других стран НАТО, в том числе Франция, блокировали прием Украины и Грузии в Североатлантический альянс.

По информации зарубежных СМИ, угрозы России принесли свои плоды. В первую очередь, об этом свидетельствует позиция Германии. Немецкие эксперты назвали желание Грузии и Украины вступить в НАТО беспочвенной амбицией и навязчивой идеей. Поэтому министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер озвучил следующее скептическое заявление: 'Мы будем объективными, если скажем, что Грузия сама уменьшила шансы на членство в НАТО, когда минувшей осенью сурово расправилась с оппозицией'...

'На состоявшемся в Брюсселе заседании министров иностранных дел 26-ти стран - членов НАТО не было принято никакого решения о включении Грузии и Украины в План действий по вступлению в альянс', - заявил Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер на встрече с журналистами.

'Есть ряд критериев для стран, которые хотят вступить в альянс: во-первых, - демократические реформы в стране, во-вторых, - реформа вооруженных сил, в-третьих, - отношения страны с соседями. Трудно из этих критериев выделить главный. НАТО обсуждает общую обстановку в стране и другие факторы, причем не только замороженные конфликты. Мы рассматриваем ситуацию комплексно. Хочу подчеркнуть, что, разумеется, мы учитываем отношения Грузии и России и призываем стороны к добрососедству', - заявил представитель Генсека НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберт Симонс.

С критикой возможного приема в НАТО Украины и Грузии выступают и канцлер Германии Ангела Меркель, и руководство Франции. Получается, что тем самым России, фактически, дается карт-бланш против Грузии.

Так что, пока отношения с НАТО остаются неясными. И вот в такое время политическая ситуация в Грузии сильно обостряется. Обнародование содержания заключительного доклада миссии ОБСЕ о президентских выборах в Грузии вызвало радикализацию оппозиции. Перед зданием парламента и в приемной председателя парламента оппозиция проводит голодовку. Акция протеста перекинулась и на регионы.

В это время на политической арене неожиданно вновь появляется Ираклий Окруашвили с интервью, в котором он ничего нового не сказал, если не считать заявления о бизнесмене Бидзине Иванашвили, которого он обвиняет в финансировании украинской 'оранжевой' революции. Одновременно с этим оппозиция начинает голодовку и, как сама заявляет, эта акция не будет приостановлена. А Россия заявляет, что не снимет эмбарго с Грузии.

Исходя из этого, и без комментариев понятно, в каком положении оказалась страна. Внимательный взгляд может подметить, что все это происходит неслучайно и свидетельствует о том, что власти Грузии постепенно оказываются в международной изоляции. В то время как целый ряд европейских стран разделяет дух российской политики, власти Грузии предпочитают находиться в позиции страуса и не менять своего тона, будто не замечая, как обостряется ситуация.

Поэтому нам следует быть предельно осторожными, хотя бы до того, пока в Америке не стабилизируется ситуация, связанная с президентскими выборами. А для этого потребуется продолжительное время, поскольку, видимо, Америку ожидают очень трудные выборы. По всему видно, что ситуация там не утрясется и после их завершения. А до этого Грузия, фактически, не будет иметь покровителя, и никто не знает, что в такое время может произойти. Я, конечно же, приветствую перемены, осуществляемые только демократическим путем и направленные на укрепление демократии.

_____________________________________

Тень 'холодной войны' ("Liberation", Франция)

Грузия требует от РФ компенсацию ("Postimees", Эстония)