Александр Рар не принадлежит к числу главных критиков Путина, немецкому читателю он в таком качестве неизвестен. Как правило, во всех своих суждениях он воздерживается от излишнего проявления чувств. Эксперт по России Германского общества внешней политики остался верен этой линии и в своей новой книге 'Россия дает газ'.
Естественно, Рар упоминает, что Россия за 8 лет пребывания у власти бывшего секретного агента Путина двигалась от демократии к авторитарному государству. Он приводит примеры нарушений прав человека, цензуры в СМИ и насильственного приобщения к господствующей идеологии властьимущих, он бичует возрастающие проявления национализма и попытки Кремля использовать свои энергетические ресурсы в качестве политического оружия.
Однако более всего Рара интересует вопрос, почему в отношениях между Россией и Западом в период пребывания Путина у власти не все было гладко. При этом он старается отразить позицию России - разочарование московской элиты тем, что Европа не захотела устанавливать особые отношения с ослабленной кризисом Россией, и недовольство Кремля по поводу расширения НАТО, его приближения к российским границам. Вывод, к которому он приходит: 'Не одна Россия виновата в охлаждении взаимоотношений'.
Рар рисует портрет вновь укрепляющейся России, которая собирается модернизировать свою экономику и вернуть себе позиции мировой державы. Он подчеркивает значение огромной страны в качестве энергетического партнера и предупреждает от антироссийской враждебности. Он открыто обвиняет страны бывшего социалистического лагеря - Польшу, Эстонию или Литву, в торпедировании попыток сближения России и ЕС вместо того, чтобы искать общий знаменатель. Не только у Запада есть причины проявлять недоверие. Преследуя свои интересы, Европа и США в прошлом также не принимали Москву в расчет. Как, например, в 'большой игре' за энергетические ресурсы в регионе Каспийского моря. Рар увлекательно описывает в книге противоположные позиции сторон и жесткие методы, применяемые в борьбе за их реализацию.
Книга Рара заслуживает быть прочитанной. Она позволяет заглянуть за кулисы Кремля, который более заинтересован в поддержании стабильности в стране, нежели установлении демократии и открытости. И поскольку не так много информации просачивается наружу, Рару не удается обрисовать точную линию фронта в борьбе кланов. И таким образом, он должен удовлетвориться лишь представлением различных сценариев распределения власти после мартовских президентских выборов.
Рар направляет свой взгляд на реальность, в которой живет российское общество. Это голос реалиста, которых на Западе не так много.
________________________________
А судьи кто? ("Час", Латвия)
Немцы вступают в новый этап отношений с Россией ("The International Herald Tribune", США)