Так исторически случилось, что Черноморский флот России оказался на переднем крае защиты отечества как в прямом, так и в переносном смысле. Однако страсти вокруг ЧФ РФ - "разборки" с маяками, инвентаризация флотского имущества, земельные скандалы, громкие выступления политиков, - постоянно будоражащие общественность, отодвигают на второй план проблемы людей, которые оказались заложниками этой ситуации. А она и впрямь, мягко говоря, парадоксальная.
После раздела ЧФ бывшего СССР успели смениться несколько поколений российских военных моряков, которых с Севастополем связывает уже нечто большее, чем просто служба. Возможность нормально жить и дальше в этом городе подтолкнула большинство из них оформить себе украинское гражданство.
По различным оценкам, в украинском Севастополе количество действующих военнослужащих ЧФ РФ, которые имеют двойное гражданство, колеблется от 1,5 до 3 тысяч человек. Довольно внушительная цифра, если учесть, что всего в городе-герое служат около 10 тысяч россиян. Ведь гражданство страны пребывания сразу снимает массу вопросов социально-бытового характера, начиная с оформления потребительских кредитов и заканчивая приватизацией недвижимости.
На это толкает и перспектива остаться на пенсии в Севастополе, где налажен быт, имеется квартира, работают и учатся родственники. Ведь в России таких "переселенцев" никто с распростертыми объятиями не ждет.
В то же время украинские военкоматы охотно зачисляют бывших российских военных в ряды офицеров запаса наших Вооруженных Сил и выдают им соответствующую пенсию. Парадоксально, но факт.
Да и при трудоустройстве "на гражданке" различий нет, в каком флоте ты служил - российском или украинском. Если ты бывший военный, значит, приучен к порядку. Развитая система филиалов ведущих российских вузов (чего только стоит, например, Черноморский филиал МГУ им. Ломоносова) позволяет получить детям достойное образование по стандартам как Украины, так и РФ.
Однако с недавнего времени командование флота принялось активно бороться с такими "перебежчиками". Людей запугивают лишением допуска к гостайне России, что для офицера означает увольнение со службы. Кадровыми органами формируются негласные списки, чтобы не позволить им перейти на вышестоящие должности. Вдобавок в конце прошлого года Госдума РФ приняла Закон "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство". Действие этого закона направлено на ограничение карьерного роста офицеров ЧФ России, которые всеми правдами и неправдами оформили украинское гражданство.
Вот и вынуждены офицеры скрывать не только наличие у них двойного гражданства, но и украинских жен и даже детей. Такое законодательство только усугубило и без того шаткое социальное положение черноморцев, проходящих службу за пределами РФ. Ведь уже в настоящее время жилье в Севастополе военнослужащим ЧФ выделяется только служебное (с трудом предоставляют и эти квартиры). Теперь, увольняясь в запас, офицер должен сдать свою квартиру и уехать в Россию. То, что для семьи пенсионера это сущее бедствие, поймут, наверное, все.
А те, кто успел вовремя получить жилье в собственность, прописываются где-то на необъятных просторах России, оформляют там себе пенсию и полулегально остаются жить на Украине, периодически выезжая на родину, чтобы преодолеть прихоть очередного чиновника из местного военкомата, стремящегося урезать им пенсию.
С целью хоть как-то оттянуть приближение такого потрясения, как выход на подобную пенсию, офицеры из года в год продлевают себе предельные сроки службы, из-за чего по итогам проверки прошлого года ЧФ оказался самым "старым" из всех флотов России в кадровом отношении. При этом чтобы иметь право на продление, необходимо занимать по штату соответствующую должность.
Но должности являются предметом торгов: кто-то платит деньги, а кто-то пытается "влезть" на перспективные места с помощью своих родственников. Ведь наличие у офицера ЧФ знакомых генералов в российском Генштабе сразу ставит его в привилегированное положение, несмотря на явную некомпетентность. Плюс к этому можно психологически давить на командование флота: шантажировать судами, писать жалобы на самый "верх" и т. д.
В итоге такой офицер растет по служебной лестнице, занимает серьезные должности в элитных подразделениях флота, пытается руководить людьми, чему-то их учить.
Потому большой десантный корабль ЧФ "Цезарь Куников" с места стоянки из центра Севастополя "нечаянно" ведет огонь по окрестностям из артустановки; морпехи, вкусив все прелести "дедовщины", убегают с полигона и сдаются местным жителям, прямо у пирса тонет во время шторма малый противолодочный корабль "Владимирец".
А в отношении последнего случая, как нам поведали источники, близкие к штабу ЧФ РФ, вообще разгорелся целый скандал: когда весь флот браво рапортовал, как ЧФ гордо выстоял натиск стихии, корабль тихо шел ко дну. Но после того как все улеглось, горе-командир имел неосторожность обратиться за шефской помощью в целях "преодоления последствий аварии" во Владимирскую обладминистрацию.
Шефы, стремясь помочь восстановлению корабля, поведали эту "тайну" журналистам, после чего вся Россия узнала, что кроме гражданских судов, затонувших в Керченском проливе, ВМФ чуть не лишился боевого корабля, стоявшего в защищенном порту. Командование ЧФ расценило такой шаг уже бывшего командира как диверсию, правда, информационную.
_______________________
На передовых рубежах ("Киевский ТелеграфЪ", Украина)
Именно флот погубил Россию ("Зеркало Недели", Украина)