Каждый год, госдепартамент США и такие западные правозащитные организации, как Freedom House и Human Rights Watch выпускают отчеты, свидетельствующие о росте тревожных тенденций в России, о проявляемом российскими властями пренебрежении к правам человека, основным политическим свободам и свободе прессы.
До недавнего времени Россия предпочитала игнорировать поучения Запада или отвергать их как предвзятые и беспочвенные. Теперь российские власти решили, что выгоднее будет симметричный ответ, и начали учить учителя. В Нью-Йорке и Париже будут открыты отделения нового прокремлевского аналитического центра, который будет называться Институтом демократии и сотрудничества.
По словам руководства института, его деятельность будет посвящена изучению демократии в Соединенных Штатах и в Европе, поиску в ней 'слабых мест' и проверке того, насколько Запад привержен защите прав человека у себя дома.
Кремль все активней старается убедить международное сообщество, что неприятие Западом российских репрессивных мер основано на лицемерии. Так, на проходившей в 2005 году пресс-конференции в Словакии российский президент Владимир Путин в присутствии президента Буша критически отозвался о выборах в Америке, назвав систему выборщиков во всех смыслах 'тайным голосованием'.
Промахи США
С точки зрения России, ошибки, допущенные администрацией Буша в Ираке, в частности ставшее достоянием гласности обращение с заключенными в тюрьме 'Абу-Грейб', лишают Америку права выступать в качестве всемирного гаранта защиты прав человека.
'США претендуют на лидирующую роль в распространении этой правозащитной революции на весь остальной мир, - считает бывший депутат российского парламента Наталья Нарочницкая, давшая согласие возглавить парижское отделение института. - Но в их поучениях есть нечто лицемерное. Обществ, полностью лишенных проблем, обществ, в которых никогда не нарушаются права человека, просто не существует. Люди несовершенны в любой стране'.
Сейчас, через шестнадцать лет после распада Советского Союза, Россия вновь проявляет недовольство менторским тоном Запада, направляющего неуверенные шаги России по пути к полноценной демократии. При Путине власти ясно дали понять, что они больше не собираются обращать внимание на шквал западных отчетов и докладов, посвященных сползанию России в авторитаризм.
Когда в этом месяце госдепартамент выпустил ежегодный отчет о соблюдении прав человека в мире, министерство иностранных дел России заявило, что содержащаяся в нем критика в адрес России беспочвенна и является образцом американского лицемерия. В отчете Кремль обвинялся в постоянном затыкании рта российским СМИ и неправительственным организациям, а также в чрезмерной централизации власти, снижающей ответственность правительства.
В ответном заявлении, осуждающем 'двойные стандарты', МИД нелицеприятно высказался по адресу Соединенных Штатов, 'де-факто узаконивших пытки и применяющих смертную казнь к несовершеннолетним, отрицающих ответственность за военные преступления и массовые нарушения прав человека в Ираке и Афганистане'.
По словам видного члена Общественной палаты - созданной Кремлем гражданской организации - Анатолия Кучерены, являющегося основателем Института демократии и сотрудничества, он надеется, что деятельность института поможет оздоровить диалог с западными правозащитниками и борцами за демократию.
'Мы не собираемся просто критиковать Запад, - говорит Кучерена. - К сожалению, начав анализировать вопросы, связанные межэтническими отношениями, миграционными процессами, правами человека, мы - с помощью экспертов - неминуемо обнаружим слабые места'.
Кучерена не стал конкретизировать темы будущих исследований института. Также он отказался назвать и источники финансирования его деятельности, заметив только, что он не связан с правительством и будет финансироваться за счет пожертвований российских граждан и предпринимателей.
В России, где телевидение находится под контролем государства, с освещением работы института проблем не будет. Однако на Западе Кучерене придется добиваться доверия публики, которая, вполне вероятно, с подозрением отнесется к его намерениям. Общественная палата, членом которой Кучерена состоит с 2005 года, давно стала объектом насмешек западных и российских правозащитных организаций, считающих ее рупором Кремля. Много занимаясь проблемами, связанными с правами собственности или с дедовщиной в армии, она при этом предпочитает держаться в стороне от опасных тем, таких как ограничение Кремлем деятельности СМИ или манипуляции на выборах.
В конечном счете, полагают аналитики, институту предстоит бороться с мнением о себе, как об очередном пропагандистском инструменте Кремля, желающего усилить свое влияние на мировую политику.
Ответ Freedom House
'Хотя Россия бросает все больше ресурсов на улучшение своего имиджа за рубежом, внутри страны продолжает расти количество политических ограничений и нарушений прав человека', - считает Кристофер Уокер (Christopher Walker), руководящий исследовательской работой базирующегося в Вашингтоне аналитического центра Freedom House.
'Западная Европа и США приветствуют деятельность Института демократии и сотрудничества, - добавил Уокер. - Но в России государство, применяя ограничительные законы и другие способы давления, лишает независимые НПО тех самых возможностей, которые открываются перед ИДС в демократических обществах'.
По словам Кучерены, прошлой весной он встречался с Путиным и получил его поддержку. Как он сам утверждает, идея создания института пришла ему в голову, когда он окончательно разочаровался в данных отчетов западных НПО, обвиняющих Россию в повороте к авторитаризму.
В частности, Кучерена упомянул Freedom House, ежегодно оценивающий уровень свободы во всех странах мира. Его отчет 2007 года поставил Россию в ряд 'энергетически богатых диктатур', таких как Иран и Венесуэла.
'При этом никто из Freedom House так и не связался со мной, чтобы обсудить отчет, хотя я имею отношение к этой тематике, - заявил Кучерена. - Конечно, мы не собираемся мешать их деятельности. Хорошо, что они это делают, но мы будем делать то же самое'.
__________________________________________
Россия тратит десятки миллионов на полировку своего имиджа за рубежом ("The Washington Post", США)
Кремль - верный борец за права человека - за границей ("Spiegel", Германия)