Обладающий большим опытом в латвийской политике ветеран 'Народной партии' Гундарс Берзиньш в интервью 'Неаткариге' упоминает о фактах, свидетельствующих, что Бюро по защите Конституции (БЗК) стало политическим оружием; анализирует дальнейшие шансы всевозможных политических сил и прогнозирует для общества 'холодный душ' после того, как будут осуществлены пока еще только запланированные политические мероприятия.
- В предыдущем интервью 'Неаткариге' вы иронизировали над низкопоклонством директора БЗК Яниса Кажоциньша перед сильными мира сего (США и их посольство в Риге - прим. пер.). Политики сразу спохватились, что у директора БЗК вот-вот закончатся полномочия (в мае 2008 года - прим. пер.). Были ли ваши высказывания в тот раз дружественной критикой? Или имел место косвенный призыв его не переизбирать?
- В тот раз я говорил о неприятном, о том, что публично озвучивать многие уклоняются. Эти темы, как правило, обсуждаются конфиденциально. Говоря о деятельности БЗК и ее директора, прежде всего, следует подчеркнуть, что в работе руководителя этого учреждения Конституция Латвии должна быть высшей ценностью. Во-вторых, этот человек должен быть политически нейтральным. В третьих, профессиональным. Если мы посмотрим на спецслужбы других государств, то там внешней разведкой и контрразведкой занимаются не милитаристы, а люди с выдающимися способностями к аналитическому мышлению. Дееспособность служб безопасности в значительной мере обуславливает и жизнеспособность самого государства. Владение информацией о рисках и угрозах - одно из самых важных условий государственного существования. Если эти службы слабы, либо служат иным целям, то государственной безопасности и конкурентоспособности страны причиняется существенный вред.
- Можно ли из этого сделать вывод, что во времена Яниса Кажоциньша БЗК служил не интересам Латвии, а иных властей?
- Есть дела, по которым следовало бы подискутировать, и которые можно было делать по-иному. Хотел бы подчеркнуть, что я выражаю исключительно свою собственную точку зрения. Например, очень большие ресурсы затрачиваются на ведение мониторинга внутриполитических процессов в Латвии. Недопустима вербовка высоких должностных лиц государства для сотрудничества с БЗК. Неприемлема также и слежка за ними. Интересная получилась история с высылкой российского шпиона (в январе 2008 года был объявлен 'персоной нон грата' второй секретарь посольства России в Латвии, вице-консул Александр Рогожин). Если допустим, что только один человек в российском посольстве шпионит, тогда это большая катастрофа для России. В свою очередь, если БЗК знает только одного русского шпиона в диппредставительстве, тогда это катастрофа для Латвии. На мой взгляд, скандал с высылкой российского шпиона был устроен потому, что приближалось время переизбрания директора БЗК и грозила развернуться дискуссия о том, что происходит в наших спецслужбах. Например, в то время стало известно, что БЗК завербовал одного из членов Кабинета министров Латвии. В мире такая практика не принята. Притом нужно учитывать, как происходит вербовка - обычно человека, который что-то плохое сделал, ловят и заставляет сообщать о внутриполитических процессах в правительстве и представляемой им партии. На мой взгляд, это неприемлемо.
- Кто этот осведомитель?
- Это не 'оранжевый' (партийный цвет 'народников' - прим. пер.) Но спросите об этом у Кажоциньша. Сейчас глава БЗК утверждает, что прослушивание телефонов идет на спад. Все случаи проверяет прокурор, и все законно. Но при этом используется иной прием - чтобы формально получить законную санкцию на прослушивание, пишутся всякие спецдонесения на любого человека. Например, недавно один осведомитель написал следующее: ему показалось, что в связи с заключением Договора о границе между Россией и Латвией премьер-министр Айгарс Калвитис, министр иностранных дел Марис Риекстиньш и советник премьера Петерис Устубс, возможно, получили акции 'Газпрома'. Хотя ясность в данном вопросе можно легко установить, но на основании этого абсурдного спецсообщения было возбуждено проверочное дело, начаты прослушивание их телефонных разговоров, наблюдение, контроль переписки. И это сделано на основании одного, на мой взгляд, полностью абсурдного сообщения! Это может продолжаться месяцами, полгода и дольше! Я не удивляюсь, что такие действия были санкционированы: одно дело - глупое сообщение, совсем другое, если с такой заявкой приходит столь серьезное учреждение, как БЗК. Тогда это уже пахнет государственной изменой, поэтому судья не будет рисковать, отказывая в санкции. Итак, с помощью 'бдительных осведомителей из народа' сейчас формируется законное прикрытие для фактически незаконной слежки за должностными лицами. В службах безопасности думают: "Так как хотелось бы министра 'послушать', но есть опасения по поводу того, что это будет незаконно, то 'состряпаем' какое-нибудь спецсообщение, вот и появится законное основание".
В свое время в Сейме Латвии актуализировался вопрос насчет содержимого 'мешков ЧеКа' (картотека агентуры КГБ ЛССР - прим. пер.). Сегодня я уже не призываю открыть 'мешки', потому что прошел изрядный период времени, и делать это было бы смешно. Но интересно, что люди, которые могли быть в этих 'мешках', завербованы в качестве осведомителей БЗК.
- Это означает, что несколько фамилий из 'мешков' пропало в обмен на сотрудничество с БЗК?
- Да. Из чекиста - в стражи Конституции! Соглашаясь сотрудничать с БЗК, человек уже не выдается и становится полностью защищенным. Этим путем пошли многие очень тесно связанные с политикой люди, особенно после вступления Кажоциньша в должность директора бюро. Я вижу этих 'мешочников' и во вновь создаваемых партиях. Следовало бы оценить, какой вклад в государственную безопасность и защиту Конституции сейчас могут внести бывшие осведомители ЧК. Нет сомнений, что со сменой политической системы агенты предыдущего строя обычно используются. Но нужно понимать, что наследник старой системы в России все еще жив. В Москве на этих агентов хранятся еще более убедительные бумаги, и если будет нужно, то Россия их перевербует. Я полагаю, что не правильно стараться любой ценой использовать этих людей из-за того, что у них есть пятно в прошлом, и поэтому они становятся управляемыми.
Еще одно дело. У Владимира Вашкевича случился конфликт с БЗК, и у него возникли проблемы с допуском к государственной тайне (начальник Криминального управления таможни Службы госдоходов Латвии, на которого 21 мая 2007 года было совершено покушение путем подрыва автомобиля - прим. пер.). Результаты борьбы с контрабандой у руководимого Вашкевичем учреждения хорошие - этого нельзя не признать. Вопрос: а в чем проблема, почему не выдается допуск? Латвия с точки зрения спецслужб является довольно заманчивым местом. Порты и транзитные пути затрагивают интересы многих служб. Чтобы добыть информацию, службы сотрудничают не с 'Армией спасения', а со всевозможными весьма сомнительными людьми, иногда даже преступниками. Не удивительно, что платой за сотрудничество может быть поддержка со стороны таможни. Она может выражаться в том, что какому-нибудь осведомителю спецслужбы позволяется, например, провозить маленькую контрабанду. Напротив, Вашкевич к таким делам относился очень принципиально. При нахождении большой контрабанды расследование доводилось до конца, несмотря на интересы наших или дружественных спецслужб. Поэтому Вашкевич попал в список нежелательных лиц, и делается все, чтобы его охаяли.
Еще один пример 'политической нейтральности' БЗК. У одного известного в политике человека, побывавшего в кресле премьер-министра, были проблемы с доступом к государственной тайне (имеется в виду экс-премьер Эйнарс Репше, партия 'Новое время' - прим. пер.). Они возникли, потому что в соответствии с руководящей линией НАТО человеку, у которого имеется финансовая зависимость от каких-то непонятных лиц, допуск не может быть выдан - на это даже указали дружественные спецслужбы. Однако Янис Кажоциньш принял решение выдать допуск высшей категории этому человеку - с условием, что в течение года он должен избавиться от финансовой зависимости. Таких полномочий у Кажоциньша не было. Это указывает на двойные стандарты. Так, не было формальных причин не давать допуск Вашкевичу, однако с этим случилась 'задержка'. Напротив, другому деятелю, в отношении которого были очевидные причины отказать в допуске, он был предоставлен. Если в службах ничего не будет меняться, мы так и не узнаем, скольким людям допуски выданы подобным образом.
- Есть ли еще какие-то примеры действий БЗК против политиков?
- На этот раз хватит. Наступит время, и я расскажу о троице латвийских разведслужб (традиционно к ним относят БЗК, Полицию безопасности и Службу военной разведки и контрразведки, однако в данном контексте Г.Берзиньш может иметь в виду и Бюро по предотвращению и борьбе против коррупции (БПБК) - прим. пер.). Это вовсе не 'святая троица'. Рука руку моет, и формально соблюдая закон, в массовом порядке нарушаются права человека, ведется слежка за людьми, контролируются разговоры.
- В предыдущем интервью вы сказали, что бывший американский посол Кэтрин Тодд-Бейли причинила большой вред интересам США в Латвии. Новый посол США Чарльз Ларсон вскоре после прибытия заявил: то, что в Латвии делала Бейли, было государственной политикой США. Как формируются отношения наших политиков с новым посолом?
- США - это наш стратегический партнер. Америка является великой державой, которая определяет мировые политические процессы. Для Латвии очень важно поддерживать хорошие отношения с США. На мой взгляд, новый посол на голову компетентнее предшественницы в правовых вопросах, от чего как США, так и Латвия только выиграют. На мой взгляд, приступивший к работе посол - очень открытый и сердечный человек. Мне импонирует его желание выучить латышский язык. Например, госпожа Бейли даже не старалась этого сделать. Это вопрос отношения. Уже одно то, что именно он сюда был направлен, а Бейли - отозвана, свидетельствует, что ее деятельность была оценена неудовлетворительно. Жаль, что новый посол был прислан столь поздно. Я надеюсь на очень успешное сотрудничество.
- Какова главная причина того, что правящая коалиция не может набрать обороты: ее слабость или сила внепарламентской оппозиции?
- Сложный вопрос, который связан с общим настроением общественности. Хотя мы и можем говорить о нехватке денег, но материальное благосостояние людей улучшилось. Однако общая социальная среда стала очень депрессивной. Мы оказались на распутье, так же, как это было во времена 'первой' Латвии после шестнадцати-восемнадцати лет независимости. В тот раз образовался хаос, за которым последовал переворот Карлиса Улманиса (в 1934 году - прим. пер.). Слава богу, такие перевороты уже невозможны и не нужны. Видно, что сейчас все чем-то не удовлетворены. Каким образом добиться умиротворения - на это ответить нелегко.
Эскалация неудовлетворенности порождается беспрестанным тиражированием негатива. Например, канал TV3 с октября по март растерял крупную аудиторию, в чем немалая заслуга еженедельной новостной передачи, переполненной 'чернухой'. В какой-то момент людям нравится негатив, но в конце концов, хочется и чего-то красивого. Тем временем, у телеканала ЛНТ аудитория растет.
Схожие процессы наблюдаются и на рынке прессы. Аудитория 'Неаткариги' увеличивается, потому что в этой газете представлены различные точки зрения. Которые могут нравиться или нет, но они у вас присутствуют, причем всевозможные. В свою очередь, 'Диена' - самое подцензурное СМИ в Латвии, в котором преподносится извращенная односторонняя точка зрения, не дающая полного представления о событиях и процессах.
Сейчас происходящее в политике сравнивается со строительством дома. Чтобы построить дом, нужны кирпичи. Но одними кирпичами здесь не обойтись. Требуется цемент и гравий, что их соединят. В политике сейчас собраны только кирпичики, формируются новые партии, происходит процесс дробления действующих партий, сознательно расщепляется латышский правый электорат. На мой взгляд, уже сейчас в Риге победа русского электората неизбежна (выборы в Рижскую думу состоятся летом 2009 года - прим.пер.). За это нам нужно отблагодарить тех людей и те силы, которые подрывают правые партии.
После муниципальных выборов существующим правым политическим силам нужно будет оценить перспективы и продемонстрировать способность консолидироваться. Нынешний политический цикл в Латвии я называю 'Играми хамелеонов'. Хамелеон - существо, которое под влиянием внешней среды перекрашивается и приобретает формы окрестной среды, но он не формирует среду. Сейчас многие политики также только меняют расцветку. После выборов в самоуправления я не вижу для правых партий иных возможностей, кроме объединения.
- Кто раскалывает партии?
- Для латышей характерно влечение к единоличности, к расколам. Другое дело, что присутствуют личные амбиции политиков, побывавших во власти. Они разрушали партию 'Новое время', это из-за них партия 'Латвийский путь' потеряла свои позиции. В-третьих, все еще активно действуют люди, которые со своими деньгами и влиянием желают руководить процессами. Посмотрите, какие деньги тратятся на всевозможные кампании. Финансирование этих кампаний не проверяется, потому что средства негосударственных организаций нельзя контролировать.
Осталось только кому-нибудь поинтересоваться неясными моментами финансирования 'зонтичного митинга' (массовый протест у здания Сейма с участием около пяти тысяч человек, организованный 18 октября 2007 года проамериканскими правонационалистическими силами, обвинявшими правительство Айгарса Калвитиса в недемократичности и коррумпированности, а также выступавшими в защиту увольняемого руководителя БПБК), так сразу окажется, что проявление такого любопытства 'рушит демократию'. Например, кампания за пенсионный закон. Блок Штокенбергса-Лиепниекса удачно нашел нишу, в которой можно спекулировать на эмоциях и отрицательных лозунгах. Денег у них хватает. Кампания за пенсионный закон еще впереди - готовьте носовые платочки.
В качестве одного из выходов вижу человеческую инициативу - я призываю людей максимально активно включиться в работу партий. С точки зрения стабильности это очень важно. В стане пикетчиков, держателей свечечек и критиканов людей предостаточно.
- Нужно ли ожидать внеочередных выборов?
- Эти реакционные силы, вновь образуемые политические партии, а также их финансовые спонсоры сделают все, чтобы это произошло.
- У каких политических сил вы прогнозируете самые большие достижения: у тех, которые уже заявили о своем существовании, или иных, кто о себе пока открыто не говорит?
- Если выборы будут проводиться в привычное время, тогда еще останется время для появления какой-нибудь 'плеяды спасителей'. Но политика требует узнаваемости. В значительной мере будут доминировать известные сегодня силы, однако остается такой вопрос: в каком сочетании кто с кем станцует, кто станцует польку, а кто - казачка? Абсолютно новые влиятельные политические фигуры появиться не могут. Однако нужно подчеркнуть, что в формировании новых сил есть и позитивные признаки. Они показывают слабые места находящимся сейчас у руля и позволяют им собраться с духом. Действующие партии не могут в политике почивать на лаврах. Нынешняя политическая среда в Латвии слишком скучна и самодовольна. Теперь эти появляющиеся маленькие 'щуки' заставляют всерьез собраться с духом.
- Поддерживаете ли вы принятие 'закона о стукачах'?
- Я считаю его очень опасным. В сталинские времена были, по крайней мере, 'тройки'. Это значило, что тогда вопрос об уничтожении человека, либо его освобождении, решался тремя лицами. После принятия 'закона о стукачах' судьбы людей будут решаться единолично. Это какое-то сумасшествие. В проекте 'закона о стукачах' содержится очень много опасных моментов. Некоторые аспекты уже сейчас становятся публично заметными. Так, из телесюжета я узнал, что в одном из дел, касающихся заказных убийств, полиция хотела выдвинуть обвинение в отношении подозреваемых лиц, но прокуратура посчитала, что доказательств недостаточно, поэтому обвинение не было предъявлено. Теперь посмотрим на дело Гринбергса, после которого прокурор Марис Лея в телеэфире заявил: если поддаваться влиянию сомнений по поводу выигрышности дела в суде, то до судебного разбирательства не доводилось бы ни одно уголовное дело. Можно согласиться с этим, только тогда возникает вопрос: почему в случае заказных убийств эти сомнения препятствовали даже выдвижению обвинения?
Сейчас гипертрофированное внимание обращено на один вид преступлений - на коррупцию, мешая борьбе с другими угрозами. Как же быть с распространением наркотиков, убийствами? Но я говорю, что нам нужна сильная независимая служба по борьбе с наркотиками. Разве для Латвии это сейчас не важно? Давая в распоряжение БПБК все, что только можно, и оставляя без должного внимания борьбу с другими преступлениями, разве мы не подрываем государственную безопасность Латвии?
Возвращаясь к 'закону о стукачах' - если речь идет о сотрудничестве преступника с правоохранительными органами, это может найти поддержку. Наказание такому лицу можно уменьшить, можно даже освободить его совсем, но это должен решать суд, как и делается в большинстве стран мира. В соответствии с нынешнем вариантом проекта закона, осведомители знают, что их освободят. А затем окажется, что предоставленные сведения были неправдой, либо их недостаточно для раскрытия преступления.
На мой взгляд, этот 'закон о стукачах' будет на руку криминалу. За это мы тяжко расплатимся ростом преступности.
______________________________________________
Янис Кажоциньш: 'То, как мы справились с защитниками русских школ, войдет в учебники истории' ("Diena", Латвия)
Глава контрразведки Латвии генерал Янис Кажоциньш: "Я вырос вместе с легионерами Ваффен СС" ("Latvijas Avize", Латвия)
Хуторской дозор ("Московские новости", Россия)
США помогли Прибалтике преодолеть враждебность Запада ("The Wall Street Journal", США)
Прибалтийские государства ожидает 'ответный удар' со стороны русскоязычных меньшинств ("The Independent", Великобритания)