Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не надо бояться Путина

Письмо Ангеле Меркель и Николя Саркози

Не надо бояться Путина picture
Не надо бояться Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Владимир Путин, искусный агент КГБ, и его преемник Дмитрий Медведев, создатель гиганта 'Газпром', не являются двумя фанатичными идеологами, а скорее - реалистичными, ловкими автократами, понимающими в логике соотношения сил. Если бы Грузия и Украина добились получения MAP, то Кремль выразил бы протест и сыпал бы угрозами и, возможно, даже нацелил бы одну или две ракеты на Киев и Тбилиси. Но он не предпринял бы никаких безрассудных шагов...

Госпожа канцлер Меркель, господин президент Саркози, почти 20 лет назад мы с энтузиазмом наблюдали за самым необычным событием конца ХХ века - падением Берлинской стены. Воссоединившаяся Германия давала начало возрождению нашего континента. Волна 'бархатных революций' одна за другой сотрясала коммунистические диктатуры. Непрерывно борясь против этих преступных режимов с далеких времен Nouvelle Philosophie, мы поздравляем вас с этой необычной годовщиной свободы. Нижеподписавшиеся сходились во мнении, что это событие, лишенное предзнаменований, стало началом новой эры. Более чем через 10 лет спустя движение не остановилось. Оно не представляет собой лишь загадочный и эфемерный благодатный момент - то, что продолжается в наши дни является неостановимым процессом: на заре XXI века сначала 'Революция роз' в Грузии, а потом и 'Оранжевая революция' на Украине обозначили триумф демократических идеалов в этих странах. Символы коллективного радостного и мирно прошедшего освобождения, эти два восстания в очередной раз доказали, что история человека есть нечто большее, чем простое нагромождение пагубных событий. Маркс исчез из умов, но стремление к освобождению пережило его, питаясь его собственным распадом.

Если сейчас мы обращаемся к вам, то потому, что в среду 2 (апреля - прим. перев.) в Бухаресте откроется саммит НАТО, самый важный с момента окончания 'холодной войны'. Наше пожелание заключается в том, чтобы на саммите вспомнили о сотнях тысяч студентов, крестьян и рабочих, которые наводнили улицы Тбилиси и Киева в 2002 и 2004 годах, поднимая флаги Европы, Франции, Германии, Великобритании и Соединенных Штатов. Те безоружные мужчины и женщины были достойными наследниками Вацлава Гавела и Леха Валенсы, лютеранских пасторов Восточной Германии, венгерских и румынских интеллектуалов. Они олицетворяли собой Европу, это великое приключение наших дней, яркую и глубоко революционную природу которого мы часто осознаем с таким трудом. Сегодня они просят принять их в организацию, которая почти 60 лет является гарантом безопасности наших демократий. Во имя какого принципа мы должны ответить им отказом? Кто отважится взять на себя такую ответственность перед лицом грядущих поколений - захлопнуть дверь перед лицом этих народов, переживающих переломный момент своей и нашей истории?

В Бухаресте речь пойдет об Афганистане, Косово, Македонии, а также, хотим мы того или нет, о Грузии и Украине. В Бухаресте переговоры будут нацелены на то, чтобы понять, намеревается ли демократичный Запад позаботиться о своих ценностях свободы и терпимости, и намеревается ли он поддержать своих 'естественных' союзников и протянуть или не протянуть руку тем, кто внутри или за пределами Европы с рвением восхваляет ее основополагающие идеалы. Отказ Украине и Грузии в MAP (Плане действий по подготовке к членству в НАТО) - то есть не во вступлении в НАТО, а в начале процесса, который может завершиться принятием этих стран в организацию через 10-15 лет, - стал бы трагической ошибкой. Быть может, сегодня мир настолько благосклонно относится к нам, что мы можем позволить себе сдаться и закрыть двери для тех немногочисленных стран, которые, на свой страх и риск, намереваются присоединиться к нашей политической модели?

Мы оба на протяжении десятилетий поддерживаем тех, кто борется за права человека, и оказываем содействие поборникам демократии, преследуемым по всему миру. От Боснии до Афганистана и Пакистана, от Дарфура до Чечни или Тибета, от Пекина до Минска - нам хорошо известно, какова цена дружбы с Западом, не расположенным помогать своим сторонникам и так легко уступающим своим врагам. По крайней мере, на этот раз в Бухаресте речь не пойдет об осуждении диктатуры или бойкоте тирании (о том, от чего воротят нос поборники Realpolitik), а о признании пути и желания суверенных народов интегрироваться в нашу военно-политическую семью. Наши экономики не заплатят ни единого цента за создание новых рабочих мест, и им не будет отказано ни в одном барреле нефти. Нам не придется выбирать, как послу Полю Клоделю, высмеиваемому сюрреалистами, между поставками газа и свободой наших друзей. Нет. Нас просят лишь об одной простой вещи. Которая, тем не менее, оказывается странно сложной.

Проблема заключается в том, что в очередной раз наше сообщество народов и стран разделяется и замыкается в самом себе. В стремлении, доходящем до одержимости, не обидеть Россию некоторые правительства демонстрируют негативное отношение, если не враждебность, к такому простому жесту, который, однако, имеет исключительное символическое значение - поддержку молодым демократиям Украины и Грузии. Если такое отношение подтвердится, то этот отказ перерастет в ужасное моральное поражение. Речь пойдет, помимо прочего, о политической ошибке, отягощенной огромным политическим просчетом и ошибкой в суждениях.

Владимир Путин, искусный агент КГБ, и его преемник Дмитрий Медведев, создатель гиганта 'Газпром', не являются двумя фанатичными идеологами, а скорее - реалистичными, ловкими автократами, понимающими в логике соотношения сил. Если бы Грузия и Украина добились получения MAP, то Кремль выразил бы протест и сыпал бы угрозами и, возможно, даже нацелил бы (если он еще этого не сделал) одну или две ракеты на Киев и Тбилиси. Но он не предпринял бы никаких безрассудных шагов в отношении этих стран и не разорвал бы дипломатические отношения с НАТО или с ЕС. Наше решение имело бы эффект 'освящения' территории Грузии и Украины. Поставки газа не были бы прерваны, а 'военная логика' сразу исчезла бы.

Напротив, возможный отказ, по нашему мнению, стал бы гибельным сигналом новым царям национал-капиталистической России. Он показал бы им всю нашу мягкость и слабость и убедил бы их не только в том, что Грузия и Украина являются землями для завоевания, но и в том, что мы готовы возложить их на алтарь воскресших имперских амбиций Кремля. Стратегия невключения, или лучше - непринятия во внимание включения этих стран в сферу европейской цивилизации имела бы дестабилизирующий эффект для всего региона. Отступив перед Владимиром Путиным, мы придадим силу Москве, самому агрессивному национализму. (...) Нижеподписавшиеся не имеют никаких постов, никаких мандатов. Они просто пытаются видеть мир таким, каков он есть, не оказываясь от того, что когда-то в нем было сделано и продолжает делаться, не забывая о величии европейской цивилизации. Они отказываются от идеи о том, что Запад вновь пожертвует ради малопонятных интересов своими друзьями в знак демократии и своими братьями во имя свободы. Не будем оставлять Кремлю право вето на отношения, которые Европа и Америка намереваются наладить со своими союзниками по духу. Откроем двери НАТО Украине и Грузии.

Госпожа канцлер, господин президент, сегодня на вас возлагается огромная ответственность. Следуйте за голосом вашего сердца, вашей судьбы и судьбы ваших народов. Не поддавайтесь ни искушению отказа, ни удобству умиротворения. Ближайшее будущее смотрит на вас, и оно будет судить нас.

_____________________________________________

Приглашение Грузии и Украины в НАТО лучше всего отложить ("The Financial Times", Великобритания)

Последний рубеж Путина ("The Guardian", Великобритания)