Гостем передачи 'На троих', которую ведут политтехнолог Андрей Воронцов и главный редактор газеты 'Час' Ксения Загоровская, был известный латвийский политолог, доктор исторических наук Карлис Даукштс.
Все фобии России
- Что нас ждет завтра?
- Хорошая погода.
- А серьезно?
- Абсолютно неизвестно, потому что международные отношения настолько неясны, что заниматься прогнозами сегодня безнадежное дело.
- Что изменится в мире после саммита в Румынии?
- Этот саммит очень важен, потому что он наконец даст ответ на очень важный вопрос. Вступление Балтии в НАТО было органично, потому что мы всегда были частью Европы. А вот Украина - это другое, это славянское государство.
- Зачем принимать Украину в НАТО, если Запад не рассматривает Россию как угрозу?
- Это все фобии России, которая любое движение любой страны считает угрозой своим жизненным интересам.
- Америка считает, что Ирак и Грузия находятся в сфере ее интересов, и это, по-вашему, нормально. А когда Россия возмущается, что у ее границ размещают ПРО, то это, оказывается, фобии...
- Грузия имеет право вступить в альянс, и ничего плохого в этом нет.
- Вы как-то сказали, что Буш и Путин договорились о разделе сфер влияния в мире. Меняется ли тут что-нибудь, в том числе и для нас?
- Я говорил о ситуации в целом. Не думаю, что сегодня Латвия может являться предметом переговоров между мировыми лидерами, поскольку мы сейчас политически стабильны. Самый важный для России вопрос: как только Украина отойдет в западную сферу интересов, Россию ждет раскол. Збигнев Бжезинский в своей книге 'Великая шахматная доска' сказал, что без Украины Россия единым государством быть не может.
- Не зря ли Латвия вмешивается в игру двух крупных держав? Затлерс, поддержав Украину и Грузию на пути в НАТО, похоже, снова упустил исторический шанс помолчать...
- Наш президент был прав. Украина очень важна для наших стратегических интересов. В энергетической области она будет поддерживать Евросоюз, а ведь мы - его часть.
- Не странно ли, что Европа, которая может черпать сырьевые ресурсы только из России, делает все, чтобы с нею поссориться...
- Наоборот, Европа хочет дружить с Россией, и, к сожалению, не в угоду Латвии. Германия договорилась с Россией, и газопровод обошел нашу территорию. Это не дружественная по отношению к нам политика. И нам, и России было бы выгодно, если бы этот газопровод прошел через нашу территорию.
Расплата или союзничество?
- Когда Латвия вступала в НАТО, нам говорили, что это делается ради нашей безопасности. А теперь выясняется, что угрозы нашей стране возросли. Так стоила ли игра свеч? Жили бы себе спокойно...
- С 11 сентября 2001 года ситуация в мире изменилась. Терроризм стал одной из угроз, которые можно победить только всем вместе.
- А почему когда взрывали дома в Москве, никто не объявлял всемирной мобилизации? А вот нападение на башни-близнецы в Нью-Йорке стало сигналом тревоги для всего Запада?
- Это было знаковое нападение, угроза более высокого уровня. А по поводу Москвы, есть разные версии, почему там взрывались дома...
- То же касается и Нью-Йорка...
- Давайте посмотрим, кому это было выгодно. России очень выгодно. Вспомним речь Буша под Новый, 2001 год. В ней он ни словом не обмолвился о России. То есть Америка так о себе возомнила, что Россия для нее уже не существовала. А после 11 сентября снова стала существовать. После теракта Путин позвонил Бушу первым и объявил о всемерном содействии.
- А Латвия играет ли хоть какую-то роль на международной арене? Вот недавно американский посол сказал, что мы могли бы и не участвовать в иракской войне...
- Каждому ясно, что сто солдат не могут решить исход не то что войны, но и отдельной битвы. Но это был наш ответный жест на то, что США так много сделали для восстановления нашей независимости.
- То есть мы расплатились за то, что США не признавали вхождение Латвии в состав СССР?
- Нельзя так прямолинейно подходить! Это союзнические отношения. Я был против того, чтобы Латвия входила в Ирак без санкции ООН, но отступить с полпути - это предательство.
Политики в хаосе
- Вы согласны с тем, что в Латвии сейчас кризис?
- Через каждые 15- 16 лет происходят перемены в политике и экономике, меняются поколения. Сейчас слово за молодыми, от прежних политиков немногое зависит...
- 'Новое время' ищет пути сближения со своими бывшими врагами. Есть ли тут перспектива?
- Ситуация с политическими партиями безалаберная и нечеткая. Она почти не поддается политологическому анализу. В их действиях нет логики, у партии нет программ и ясности в позициях. Политики мечутся, пытаясь удержаться на плаву, идя по пути решения ежеминутных проблем. Недаром говорят, что в переходных демократиях интересы отдельных людей часто не совпадают с интересами общества, но при этом берут верх. Я уважаю Годманиса, но и он явно не знает ответов на многие важные вопросы - строить ли газовую электростанцию, что делать с инфляцией, как развивать пенсионную систему, как поступать с подписями за роспуск Сейма. Он обещал сотрудничать с парламентом, но пока и этого нет.
- Про Годманиса говорят, что он слишком хаотичен...
- Да нет, он системен. Но его система не соответствует хаотическому состоянию общества. В стране низкий уровень жизни, но мы хотим потреблять все больше, не отдавая себе отчета, что этим мы можем подорвать самих себя.
- Насколько наши политики прислушиваются к теоретикам? Или теория существует отдельно, а практика - отдельно?
- Прислушиваются... Министерство иностранных дел восстановило ликвидированный было совет по внешней политике, куда вошли люди, которые занимаются теоретическими проблемами внешней политики. Это один из путей, которым теоретики могут влиять на политику.
- Но неужели вы им советовали выслать российского дипломата, объявленного шпионом, в тот момент, когда отношения между нашими странами только начали налаживаться!
- Шпионы работают во всех посольствах. Информацию о России западные страны всегда получали через Балтию. И, конечно, Россия не остается равнодушной к этому. И, кстати, никакого улучшения наших отношений пока нет. Идут только разговоры о намерении их улучшать. А реальных шагов я не вижу. Не работает межправительственная комиссия, на границе - огромные очереди грузовиков. Значит, с обеих сторон есть люди, заинтересованные в том, чтобы наши отношения были плохими, что позволяет им получать свою прибыль.
О колонизации
- В 1905 году, во время революции, был один барон, который говорил латышам: 'Вы не должны жечь наши поместья, а, наоборот, молиться на нас, потому что мы, немцы, хоть и были колонизаторами, но с вами почти не соприкасались как народ. Вы пели свои песни, мы свои. А если бы вы соприкоснулись с огромной социально близкой массой российского крестьянства, то эта дружественная колонизация угрожала бы вашему существованию. Навязывание другого языка, образа мышления и труда привело бы к тому, что латыши бы уже не существовали'.
О языках
- У меня жена - русская. Дочь поехала на два месяца к ее родственникам в Ростов-на-Дону и вернулась, почти забыв латышский язык. Русский язык очень сильный, яркий, талантливый, на нем можно выразить массу нюансов, и я рад говорить по-русски.
____________________
Латвия недооценивает опасность ("Latvijas Avize", Латвия)
Удар в спину ("Вести Сегодня", Латвия)