Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В фокусе эксперт: Ф. Стивен Ларраби

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эксперт развеивает опасения относительно того, что Москва в ответ на признание независимости Косова признает Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств. Ф.С.Ларраби убежден, что шансы на это невелики, поскольку такие действия могут спровоцировать центробежные тенденции в Чечне и других регионах России.

Ф. Стивен Ларраби (F. Stephen Larrabee)

Видный эксперт по России и бывшим советским республикам, возглавляет отдел европейской безопасности в неправительственной исследовательской организации Rand Corporation. В период с 1978 по 1981 год был сотрудником Совета национальной безопасности в администрации Дж.Картера. Отвечал за проблемы Советского Союза и Восточной Европы. Владеет пятью иностранными языками - русским, немецким, французским, болгарским и греческим. Автор научных и публицистических материалов о безопасности в восточно-европейском и черноморском регионах.

Газета The International Herald Tribune (28.03) публикует статью Ф.С.Ларраби, в которой рассматривается перспективы вступления в НАТО Украины и Грузии. Эксперт признает, что в случаях обеих стран есть проблемы. Главная проблема Украины - это низкая поддержка альянса среди населения. Но ее можно легко решить с помощью 'серьезной просветительской кампании'. В случае с Грузией проблема сложнее. Здесь главное препятствие - 'замороженные конфликты' в Абхазии и Южной Осетии. Многие европейские страны, входящие в НАТО, боятся, что эти споры втянут альянс в конфликт с Россией.

Но, по мнению Ф.С.Ларраби, выдвигать урегулирование конфликтов в качестве условия вступления Грузии в НАТО является большой ошибкой. В этом случае у Москвы фактически появляется право вето на решения альянса. Напротив, если Грузия войдет в состав альянса, то разрешение конфликтов облегчится, поскольку у России отпадут стимулы поддерживать их.

В качестве примера Ф.С.Ларраби приводит пограничные договоры с Латвией и Эстонией. Долгие годы Москва отказывалась ратифицировать эти договоры, чтобы помешать вступлению в НАТО этих стран. Но как только Латвия и Эстония стали членами Евросоюза и Североатлантического альянса, данный вопрос утратил свою актуальность, поскольку Россия уже не могла его эксплуатировать для достижения масштабных целей во внешней политике, заключает Ф.С.Ларраби.

Помимо всего прочего эксперт развеивает опасения относительно того, что Москва в ответ на признание независимости Косова признает Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств. Ф.С.Ларраби убежден, что шансы на это невелики, поскольку такие действия могут спровоцировать центробежные тенденции в Чечне и других регионах России.

Ф.С.Ларраби предлагает схему, по которой Грузия берет на себя обязательство урегулировать сохраняющиеся территориальные споры исключительно мирными средствами. Таким образом будет уменьшен риск втягивания НАТО в какой-либо вооруженный конфликт.

Кроме того, в материале предлагается новая ассоциированная форма членства в НАТО, которая подойдет для начала Украине и Грузии, но не будет рассматриваться в качестве гарантии последующего членства. С помощью этого удастся снять обеспокоенность по поводу стремления Грузии и Украины стать членами НАТО, заключает Ф.С.Ларраби.