Состоявшийся 2-4 апреля в Бухаресте саммит НАТО, по оценке международных экспертов, продемонстрировал продолжающийся раскол между членами альянса по основным направлениям деятельности организации. Главный вопрос повестки встречи об объединении усилий государств альянса для достижения победы над повстанцами в Афганистане не был решен и отошел, к неудовольствию прибывшего на саммит президента Афганистана Карзая, на второй план. Вместо него основная полемика развернулась вокруг вопроса о расширении НАТО, а также подключения к планам по членству в альянсе Грузии и Украины. В итоге приглашения присоединиться к НАТО получили только Хорватия и Албания, а делегация Македонии 'осталась при своем' из-за негативной позиции Греции.
Вопрос об интеграции Грузии и Украины в НАТО был отложен до декабрьской встречи министров иностранных дел членов организации. И хотя отказ Тбилиси и Киеву сопровождался заявлениями лидеров НАТО и США о том, что дорога в альянс для этих государств открыта, по мнению экспертов, истинная причина переноса принятия решения заключается в отсутствии уверенности руководства государств 'Cтарой Европы' в необратимости демократических преобразований в Грузии, а также в наличии поддержки со стороны украинского населения намерений официального Киева в отношении расширения связей с НАТО. Немаловажную роль в решении Парижа и Берлина повременить с поддержкой Украины сыграло отсутствие стабильной политической обстановки в этой стране, а также обостряющаяся борьба за власть между президентом Украины Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко.
Любопытно и то, что помощник госсекретаря США по европейским и евроазиатским делам Даниэль Фрайд, отвечая 7 апреля на вопросы журналистов в вашингтонском пресс-центре, дал понять, что принятое в Бухаресте решение о приеме в будущем Украины и Грузии в НАТО не выделяет их из числа других претендентов на членство в альянсе. Он подчеркнул, что все будет зависеть только от самих этих государств и проделанной ими работы по подготовке к вступлению в организацию. При этом Даниэль Фрайд отметил, что 'результаты этой работы будут определяющими при принятии соответствующего решения руководством НАТО'.
Что касается Грузии, как отмечают политические обозреватели, то у Запада после ноябрьских событий прошлого года осталось определенное недоверие к президенту Михаилу Саакашвили. Подчеркивается, что даже госсекретарь США Кондолиза Райс, выступая по итогам саммита, дала понять, что дальнейшая судьба вопроса о приеме Грузии в НАТО будет зависеть от результатов предстоящих парламентских выборов в стране, соблюдения законности, открытости и демократичности при их проведении. Как признает грузинское издание Civil Georgia (03.04.08), представители грузинской оппозиции отмечают, что Грузия получила отказ присоединиться к программам НАТО из-за того, что 'грузинское правительство несет ответственность за события 7 ноября'.
Международные эксперты также отмечают, что немалую роль в принятии отрицательного решения в отношении натовских амбиций Тбилиси сыграло отсутствие перспектив урегулирования существующих конфликтов Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Спешно подготовленные планы по мирному урегулированию отношений с Абхазией, обнародованные Михаилом Саакашвили во время недавнего визита в США, не смогли убедить представителей Запада в искренности его намерений. Кроме того, по их мнению, в западных столицах учитывали возможные шаги России в отношении Абхазии и Южной Осетии в свете 'косовского прецедента'.
В экспертных оценках признается, что 'призрак Косово' в настоящее время витает при любых обсуждения спорных территориальных вопросов, в том числе на заседаниях саммита НАТО. Кстати, в этой связи отмечается, что в Румынии, принимающей стороне саммита, провозглашение независимости Косово привело к активизации борьбы за предоставление более широкой автономии, венгров, компактно проживающих в районе Карпатских гор. Опять же, газета New York Times (7.04.08) отмечает, 'что те, кто добивался независимости для Косово, создали плохой прецедент для решения замороженных конфликтов за пределами ЕС - Абхазии и Южной Осетии в Грузии и Приднестровья в Молдавии'.
Эксперты обращают внимание на оценки авторитетного исследователя из влиятельного вашингтонского научно-исследовательского центра 'Hudson Institute' Зейно Баран, кстати, являющейся женой Мэтью Брайзы. Она считает, что давление со стороны Вашингтона по форсированию подключения Украины и Тбилиси к программам альянса связано в первую очередь опасениями в том, что в Бухаресте представлялась, возможно, последняя возможность положительно решить этот вопрос. По сведениям Зейно Баран, в Белом доме считают, что в декабре и на предстоящем в 2009 году юбилейном 60-м саммите в Берлине вряд ли кардинально изменится позиция государств 'Старой Европы' в отношении Грузии и Украины. Кроме того, по ее мнению, новая Администрация США, которая придет в Белый дом в январе следующего года, вряд ли будет заинтересована на начальном этапе идти на обострение отношений с Москвой.
____________________________________________________
НАТО-угроза миру. Диафильм по истории для X класса, 1985 г. (Студия "Диафильм", Госкино СССР)
НАТО: день, когда Россия выйдет из себя ("Les Echos", Франция)
Россия - последняя карта Европы? ("Le Figaro", Франция)
Паранойя во имя правого дела ("The Boston Globe", США)
Нам надо рукоплескать успехам России ("The Independent", Великобритания)
Провоцируя российскую паранойю, мы подвергаем себя опасности ("The Observer", Великобритания)