Убедительная победа печально знаменитого политика с Апеннинского полуострова Сильвио Берлускони на парламентских выборах в Италии имеет определенное приложение и к ситуации в Латвии, где местные магнаты определенно получили 'второе дыхание', надежды на более 'светлые деньки' и на реванш над 'сетевыми структурами' (местное отделение Фонда Сороса и связанные с ним организации, выступающие против влиятельных национал-олигархических кругов под лозунгом борьбы с коррупцией - прим. пер.).
Может быть для Айварса Лембергса, Андриса Шкеле, Айнарса Шлесерса или, к примеру, Валерия Белоконя (латвийские 'олигархи', связанные с теми или иными правящими политическими партиями - прим. пер.) пришло время отбросить прежнюю 'стыдливость' и непосредственно включиться в борьбу за власть в Латвии, оставив в стороне собственных 'уполномоченных персон' и иных номинальных политических лидеров? Оказывается, что в сознании широкой публики или "простого народа" харизма богатого человека в сочетании с крайне популистским поведением может быть крепче обвинений и даже доказательств. Причем это произошло не в бедной постсоветский транзитной стране, а в государстве 'Большой восьмерки', в 'старой демократии'.
Еще недавно, пару лет тому назад, миру казалось, что чрезвычайно темпераментный, одержимый манией величия итальянский олигарх наконец-то окажется в мусорной яме истории - своими коррупционными и бизнес-скандалами, высокомерием нувориша он вызвал гнев у многих людей как в Италии, так и за ее пределами.
Однако оказалось, что разочарование пришлось пережить его политическим противникам, всевозможным негосударственным организациям, борцам с коррупцией, которые устроили что-то вроде 'революции зонтиков' (организованные 'соросовцами' в прошлом году в Латвии антиправительственные акции протеста под антикоррупционными лозунгами - прим.-пер.) и приложили немало усилий, чтобы самый богатый человек в Италии, владелец медиа-империи и футбольного клуба 'Милан' потерял репутацию и власть. Например, организовывали карнавальные пляски с участием большого числа людей вокруг зданий судов, в которых рассматривались обвинения против тогдашнего премьера Сильвио Берлускони. Но вот Берлускони вернулся, чтобы в третий раз стать председателем правительства, причем на этих выборах он победил даже с более убедительным результатом, чем в прежние годы.
Философ, историк и писатель Умберто Эко (автор всемирно известного бестселлера 'Имя Розы'), один из самых острых критиков Берлускони, с болезненной точностью характеризовал причины этого 'Апеннинского феномена': у большинства граждан Италии нет иллюзий в отношении этого политика, за исключением лишь одной: "Кто сам смог стать столь богатым, сумеет позаботиться о том, чтобы и мы обрели благополучие!' Не слышится ли нашим читателям в этих наивных надеждах что-то знакомое? В этой связи также поучителен печальный конец бывших гонителей и победителей Берлускони. Левоцентристская коалиция нескольких партий, руководимая к тому же всемирной знаменитостью, прежним председателем Европейской Комиссии Романо Проди, обрушилась под грузом собственных противоречий и ссор: вражда против миланского олигарха объединила их только на короткое время.
Сомневаюсь, что те латышские политики, которые обещают избавить нас от 'прихватизаторов' государства, действительно окажутся способными собрать силы для согласованной и единой работы правительства. Более того, вряд ли мы можем надеяться, что расширение политических полномочий народа может что-то решить. Теперь предстоит референдум за право народа на роспуск Сейма, инициированный возмущенными гражданами еще в период премьерства Айгарса Калвитиса. Но что же нашим избирателям делать: убегая от волков, рисковать впоследствии попасть прямо в лапы медведя? Если каждые очередные парламентские выборы не свидетельствуют о политической зрелости нашего общества, почему же мы должны надеяться, что именно внеочередное избрание Сейма сделает избирателей умными и бдительными?
______________________________________________
Президент Латвии вывел Путина из терпения ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
В Латвии выслеживают и вербуют высших должностных лиц ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Янис Кажоциньш: 'То, как мы справились с защитниками русских школ, войдет в учебники истории' ("Diena", Латвия)
США помогли Прибалтике преодолеть враждебность Запада ("The Wall Street Journal", США)